Альбина Мотор о Санкт-Петербургском институте исследования стрит-арта

Санкт-Петербургский институт исследования стрит-арта занимается визуальным и социальным развитием городской среды. Альбина Мотор, куратор городских проектов института, рассказала «Линии полета» о°направлениях его деятельности и настенных источниках вдохновения.

Материал подготовила: Елизавета Давыдова

ЛИЦА И ДЕЛА ИНСТИТУТА

Создатели Института — команда из трех человек: Михаил Астахов, Полина Ёж и я. Мы все работаем в междисциплинарном поле, курируем разные программы внутри нашей организации сами, а также приглашаем экспертов. Наш институт — медиатор диалога между разными субъектами городской среды, проводник информации об уличном искусстве, которую мы накапливаем и транслируем дальше.

ТРИ ВЕКТОРА РАБОТЫ

Наш институт занимается тремя направлениями деятельности. Первое — исследования и просветительство. Мы изучаем теорию уличного искусства с°точки зрения искусствоведения, истории, социологии, антропологии, ведь стрит-арт — междисциплинарный феномен. Организуем лекции, дискуссии.

Второе направление — продюсерская и административная поддержка самостоятельных инициатив художников; выставки, издательская деятельность.

Третье — наша проектная деятельность. Мы работаем с конкретными заказчиками, выступаем консультантами в проектировании и интеграции искусства в уличную среду. Это позволяет нам на практике реализовать то, что изучаем в теории. Еще таким образом мы обеспечиваем художников работой, ведь это профессия, она должна кормить.

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

Зима — студийный период в уличном искусстве. Обычно мы занимаемся работой на будущий сезон. Сейчас развиваем bar talks — обсуждения актуальных событий в уличном искусстве и урбанистике в неформальной обстановке. Готовим сборник статей в научно-популярном формате о том, что такое уличное искусство. Совместно с Датским институтом культуры и при поддержке Совета министров Северных стран мы ведем проект Waterfront. Его цель — привлечение локальных сообществ к обустройству набережных. Мы хотим, чтобы горожане активнее участвовали в этом процессе, взаимодействовали с местной властью, формулировали свои идеи о том, как сделать пространства у воды уютными и пригодными для отдыха. 10 декабря мы подведем итоги открытого конкурса и планируем создать несколько команд для нескольких городских локаций. Они получат возможность разработать несколько моделей/концепций развития этих пространств и опробовать их в реальности, а эксперты будут помогать им. В рамках этого же проекта мы работаем над веб-платформой — ресурсом для накопления информации о разных проектах и инструментах развития городских пространств.

МЕСТА СИЛЫ — ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ

Для меня город уличного искусства в России номер один — это Нижний Новгород. Местная среда дала очень талантливых и самобытных художников. Они сами делают фестивали, социальные акции, успевают работать и в галерейном пространстве, и на улице. Нижегородский стрит-арт ни на что не похож, это не калька с Запада и Штатов, а абсолютно локальная история.

Еще один значимый город — Екатеринбург, откуда вышло много уличных художников: Тимофей Радя, Слава Птрк, Володя Абих, Илья Мозги. Есть очень сильные граффити-команды и даже Уральская индустриальная биеннале. Екатеринбург был промышленной столицей Советского Союза, поэтому осталась и архитектура конструктивизма, а большая часть уличных художников гордится по праву принадлежностью к культуре авангарда и конструктивизма. Поэтому здесь видна связь стрит-арта и архитектуры.

В Перми еще не заросли следы культурной революции, устроенной командой Гельмана. Отсюда вышли интересные художники: Витя Фрукты, Саша Жунёв. Уже семь лет устраивается проект «Длинные истории» — строительные заборы оформляются местными художниками. Можно увидеть много хороших образцов настоящего public art — искусства в общественном пространстве, искусства на благо общества. Такие объекты ставятся временно, но потом настолько нравятся людям, что их оставляют. Например, знаменитое «Счастье не за горами» Бориса Матросова.

В связи с Петербургом нельзя не упомянуть знаменитый бафф — когда коммунальные службы заплатками закрашивают граффити. Это поэма, это Ротко. В Петербурге, как известно, есть колерный паспорт, но попытки коммунальщиков попасть в цвет фасада оказываются тщетными. Парадокс, но для меня это красиво. А можно увидеть примеры пост-баффа, когда художники используют заплатки как базу для своих новых работ.

Обращу внимание на наш проект «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске. Я сама из тех краев — родилась и выросла в ста километрах от города. Этот проект отличается от всех остальных тем, что за ним — огромная исследовательская работа. 20 объектов в небольшом городе, не каждый таким может похвастаться.