Охота за рекордом

Несколько тысяч километров по воздуху, морю и железной дороге, пересадки с самолёта в самолёт – всё для того, чтобы, взлетев в 16:15, приземлиться в 16:26… и полететь обратно. Глупость, решите вы. Не глупость, а охота за самым коротким регулярным авиарейсом в шотландской глубинке.

В БУЛОЧНУЮ НА САМОЛЁТЕ

Охота за рекордом

В то время как магистральные авиакомпании конкурируют за право обслуживать самый протяженный в мире авиарейс, шотландская Loganair уже много лет обслуживает самую короткую в мире авиалинию. Регулярный рейс связывает два небольших острова на Оркнейском архипелаге: Уэстрей и Папа-Уэстрей. На большом Уэстрее живут около 600 человек, на соседнем острове – 90. Расстояние, которое преодолевает старенький Britten-Norman Islander BN-2, короче длины взлетно-посадочной полосы аэропорта в Эдинбурге. Расписание Loganair закладывает на рейс 2 минуты. Этого времени хватает с избытком даже при встречном ветре.

Охота за рекордом

Полёт на самолёте экономит авиапассажирам полчаса, которые они потратили бы, отправившись в путешествие на пароме. Впрочем, это в хорошую погоду. Когда на острова налетает ураганный ветер, паром отменяют, а небольшой самолётик продолжает летать. Да и расписание паромов, которые в лучшем случае ходят пару раз в неделю, проигрывает ежедневному самолёту.

Естественно, что необычный рейс между островами, запущенный в далёком 1967 году, носит редкую для Европы социальную направленность. Большинство пассажиров –школьники, студенты и их преподаватели, медики и их пациенты. Пассажиры платят за перелёт в одну сторону всего 17 фунтов. Еще 46 фунтов с каждого пассажира авиакомпании доплачивают местные власти, причем доплачивать им приходится не только за местных жителей, но и за туристов, и даже за пустые кресла.

ГАДКИЙ УТЁНОК

Охота за рекордом

На самом деле маршрут между островами – составная часть рейса из Керкуолла, столицы Оркнейских островов. На фоне крошечных деревень он с семью тысячами жителей выглядит чуть ли не мегаполисом. Понимая, что регистрация на местные рейсы вряд ли начнется раньше, чем за час, в аэропорт Керкуолла я прибыл за час до вылета. Ожидаемо я обнаружил там пустоту. Картина не менялась на протяжении сорока минут, и я даже начал волноваться. За двадцать минут до вылета из ангара выкатили нашего «гадкого утёнка» – именно такую ассоциацию у меня вызвал небольшой самолётик, летающий словно вопреки законам аэродинамики.

Самое смешное, что регистрация на рейс так и не началась – служащий аэропорта просто позвал всех пассажиров до Уэстрея и Папа-Уэстрея, пересчитал их и повел к самолёту. Мои билет и паспорт его совершенно не интересовали.

Охота за рекордом

От большинства других самолётов Britten-Norman Islander BN-2 отличает обилие дверей – на 4 ряда двухместных кресел для пассажиров полагается 4 двери. Еще две предусмотрены для командира и второго пилота, впрочем, на моем рейсе пилот был только один. Он, на глаз определяя вес каждого пассажира, рассадил нас с учетом центровки самолёта, сообщил, что сегодня мы сначала летим в Уэстрей, а потом в Папа-Уэстрей, попросил не открывать в полёте двери и порулил на взлёт.

Дорога от Керкуолла до Уэстрея заняла минут 15, которые я потратил на то, чтобы полюбоваться шикарными видами суровой северной природы с практически полным отсутствием растительности и ледяной водой шикарного по-мальдивски бирюзового цвета.

ЛЕТАЮЩАЯ МАРШРУТКА

Охота за рекордом

Так как сайт авиакомпании не позволил мне купить билет из Керкуолла в Керкуолл, билет «туда» я приобрел из Керкуолла в Уэстрей, а обратно – из Уэстрея в Керкуолл через Папа-Уэстрей. Признаться, я даже немного переживал, что не успею пройти регистрацию на обратный рейс в Уэстрее, так как время стоянки составляет всего несколько минут. Но такой ерундой, как регистрацией пассажиров, в шотландском Уэстрее никто не занимается – по факту мне даже не пришлось покидать самолёт. Словно в маршруте, в Уэстрее борт покинули несколько человек, зашли несколько новых, и мы полетели по самому короткому маршруту в мировой гражданской авиации. Никто из пассажиров, кроме меня, не придал этому никакого значения – для них преодолевать расстояние менее трех километров на самолёте – обыденность.

В хорошую погоду из аэропорта Уэстрея можно разглядеть небольшую хижину, выполняющую роль терминала аэропорта Папа-Уэстрея. Самолётик отрывается от полосы, берет чуть вправо, преодолевает пролив, и уже бежит по грунтовке соседнего острова. В моем случае от отрыва самолёта до посадки в Папа-Уэстрее Britten-Norman Islander BN-2 потратил минуту 10 секунд, прибыв в пункт назначения чуть раньше расписания.

Охота за рекордом

Несколько лет назад «эффективные менеджеры» в правительстве Великобритании задумались о строительстве системы мостов между Оркнейскими островами. Но время идет, Britten-Norman Islander BN-2 продолжает летать по самому короткому маршруту в мире, а Loganair уже присматривает на замену старичку электросамолёт, надеясь превратить самый короткий в мире авиарейс в самый «зеленый».

Текст: Марк Бельский

Также по теме: