С днем рождения, Швейцария! Что такое йодль?

В первый день августа Швейцария отметила день рождения – День основания Швейцарской Конфедерации. По понятным причинам в этом году празднования не получились широкими и яркими, но мы решили поздравить эту удивительную страну серией материалов о ее культуре и традициях.

Йодль – все дело в голосе

История йодля – это история переклички между горами, особого способа альпийской коммуникации. Узнаваемая безошибочно с самых первых нот, эта альпийская традиция сделала своей центральной темой любовь к природе и родному дому.

Йодлинг – особая форма пения, при которой исполнитель повторяет резкие перепады диапазона звука от грудного регистра к голосовому регистру, без использования каких-либо содержательных слов. В наше время такая трактовка йодля распространилась по всему миру. Развившаяся в труднодоступных горных регионах страны, техника йодля изначально представляла собой особую форму коммуникации между холмами либо для сбора коров пастухами. И хотя первое использования йодлинга восходит вероятно к каменному веку, хоровое пение песен с использование йодлей получило распространение только в девятнадцатом столетии.

Песни-йодли в исполнении настоящих йодлеров

Когда йодлер-солист начинает медленно затягивать определенное сочетание нот, другие йодлеры поддерживают его однотонным звуком в подходящей тональности, таким образом формируя спонтанную мелодию, которая находит затем воплощение в природном пении йодлей. В этой, например, незамысловатой манере в горных регионах Швейцарии исполняются без слов песни-йодли в регистре от одного до пяти. В долине Муота йодль Jüüzli исполняется двумя или тремя голосами, в то время как полифонические природные йодли Zäuerli и Ruggusserli в регионе Аппенцель часто импровизируются на месте.

Во время фестивалей и специальных мероприятий полифонические природные йодли аккомпанируются звуком talerschwingen (местная керамическая миска) или звоном маленького альпийского колокольчика. Особое неповторимое звучание придает естественным тонам природного йодля так называемый одиннадцатый или природный тон, а также альпхорн фа. Это уникальная тональность в си-мажор никогда не воспринимается на слух ни как фа, ни как заостренное фа, но скорее как нечто среднее между ними. Для многих людей привыкнуть к этому особенному фа совсем непросто, поскольку, начиная с XVIII века, когда была предложена система «сбалансированной» настройки музыкальных тонов, этот звук просто исчез из обычного перечня тональностей.

Хоровые йодли и песни-йодли

В Швейцарии, как и в других альпийских странах, йодли трансформировались в песни в XIX веке. Сегодняшняя песня-йодль – двух-, трех- или четырехоктавная – обычно аккомпанируется на особом местном аккордеоне Schwyzerörgeli и представляет собой наиболее популярную разновидность йодля среди его исполнителей в профессиональных ассоциациях. В 1910 году несколько таких сообществ объединились в Ассоциацию йодлеров Швейцарии. Каждый год они выступают перед жюри на региональных и кантональных фестивалях йодлей, а раз в три года – на общенациональном фестивале. Песни обычно посвящены горам, природе и дому, а также включают темы свободы и независимости. Начиная с 1971 года на фестивалях исполняются духовные песни-йодли.

Сегодня в Швейцарии существует более 2000 композиций, относящихся к так называемым песням-йодлям, в основном на немецком, но также на французском языке. В итальянских и ретороманских областях страны йодлинг в наше время не практикуется, а композиции, если и исполняются иногда, то преимущественно немецкоязычные.