Деревянное домостроение в Петербурге и Ленинградской области впервые за много десятилетий переживает ренессанс. Дерево прочно обосновывается в категории люкс, современные технологии позволяют создавать долговечные дома на любой вкус и кошелек, в моде – функционал и минимализм. Дальнейшее развитие отрасль видит в постепенной миграции горожан в пригороды и даже строительстве деревянных многоэтажек по примеру США, Австралии и Европы. «Линия полета» публикует большое исследование ситуации на рынке.
Текст: Ольга Головина
История вопроса
Деревянное домостроение в его самых совершенных конструктивных и архитектурных формах начинается с Русского Севера. Пик развития пришелся на XV-XVIII века. Обилие леса и совместное проживание русских и финно-угорских народов отразилось на строительных традициях. Образцы деревянного зодчества – тесаные избы, церкви, терема и более поздние загородные усадьбы в модерне или неорусском стиле – можно найти в ближних и дальних пригородах Петербурга по сей день.
В советское время из-за нехватки материалов и массового переезда в города традиции деревянного домостроения пришли в упадок. Впрочем, в 1960-1970-е годы под Ленинградом строили типовые (далеко не самые качественные) дачи и дома. Позже запустили программу развития индивидуального строительства на селе, в свет даже вышла книга «Как построить сельский дом» Александра Шепелева, которая популярным языком давала советским труженикам пошаговую инструкцию создания частного дома своими руками из подручных в буквальном смысле материалов (их по-прежнему доставали с трудом и откуда придется). Результат индивидуального строительно-изобретательного бума можно наблюдать и теперь: разноликие домики – кривенькие лачуги и вполне добротные, покошенные сараи, «творения неизвестного архитектора», баньки, созданные руками частников-самоделкиных, рассыпались по поселкам и садоводствам.
В 1990-е – начале 2000-х годов от типовых проектов отошли, да и выбор строительных материалов стал ощутимо шире. Хотя самоделкины-владельцы загородных 6-12 соток не исчезли, в тот период наметился тренд на укрупнение частных домов. Территории могли исчисляться гектарами, а дома все больше стали походить на загородные резиденции причудливых форм. Правда, из дерева строили редко, отдавая предпочтение кирпичу и камню.
Сейчас, с развитием новых технологий деревянное домостроение снова в моде, но излишества уступили функционалу.
Дерево укрепляет позиции
По данным Ассоциации деревянного домостроения, в 2018 году емкость рынка деревянного домостроения России составила в 293,5 млрд рублей. Построили свыше 11 млн м2, а домостроительные комбинаты произвели около 4 м2. Итогов 2019 года пока не подводили, однако, по наблюдениям экспертов, «деревянный» рынок в последние шесть лет растет примерно на 1-2% в год, и пока что тенденция сохраняется. Понемногу прирастает и доля деревянного домостроения в общем объеме малоэтажного строительства (2% в год) и уже достигла 40%, в сегменте дачного домостроения – 50%.
«При очевидной тенденции строительства из индустриальной инженерной древесины, качества которой позволяют строить дома, отвечающие всем современным требованиям комфорта, любой архитектуры, устойчивой экологичности, экономичности в эксплуатации, скорости возведения и т.д., доля деревянных домов в ИЖС будет расти, – прокомментировал директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев. – Способствует этому и в целом возросшая популярность современных деревянных домов, их «модность», престижность. Знакомство с новыми технологиями обработки древесины постепенно позволяет избавляться от стереотипов образа деревянного дома как «избушки, барака или щитового дачного домика».
По оценкам экспертов, опрошенных «Линией полета», Северо-Запад, включая Ленинградскую область (здесь ежегодно строят около 600 тыс. м2), занимает 15-17% рынка. Самые крупные игроки рынка деревянного домостроения в регионе – строительная корпорация «Русь», ООО «Росса Ракенне Спб», «Гринсайд» «Промстройлес», Приозерский лесокомбинат (всего около 20 компаний).
По мнению «деревянных» строителей, Санкт-Петербург, Ленобласть и Карелия – регионы, наиболее ориентированные на деревянное домостроение. С развитием транспортного сообщения, вводом в эксплуатацию новых магистралей и развязок, а также распространением цифровых технологий, позволяющих реже находится в офисе, люди все чаще задумываются о частном доме в ближайших пригородах (не более 30-50 км от города). Растет доверие к дереву как к экологически чистому, органичному природе материалу.
«Еще десятилетие назад интерес к дереву был утрачен, теперь он возвращается. Сейчас все самые дорогие объекты строятся из дерева, люди стремятся жить в дереве, на природе. Тем более что в наших регионах сильны карельские и скандинавские традиции домостроения», – отмечают в корпорации «Русь».
Что строят в Петербурге и пригородах
Деревянное домостроение петербургских пригородов представлено в основном частными домами (чаще – сезонными). Эксперты говорят, что оценить сегмент самостоятельного строительства в цифрах непросто, в том числе из-за «серого» сектора. Речь идет о «вольных» строительных бригадах, не связанных с индустриальным домостроением. В ассоциации его оценивают в 70% от всего рынка, сетуя на то, что «серые» домостроители нередко дискредитирует рынок сомнительным качеством материалов и работ.
В коттеджных поселках (423 проекта в продаже) готовых деревянных домов немного. По информации экспертного бюро «Сперанский», таковых на всю Ленобласть не более 200, а если нужен конкретный район, выбор сужается до минимума. «Если же искать определенный район, конструктив и ценовой сегмент, то выбор сократится до трех-пяти готовых домов. Как правило, построенных 3-10 лет назад. Продаются в основном участки под застройку», – сообщил руководитель бюро Дмитрий Сперанский. «Рынок коттеджных поселков, в том числе с использованием деревянного конструктива, забит. Из-за того, что многие проекты устарели, спрос невелик. С одной стороны, есть выбор, с другой – выбрать не из чего», – дополняют в корпорации «Русь».
Стоит отметить, что дерево прочно обосновалось в элитном и бизнес-сегментах загородной недвижимости. Среди дорогих проектов в продаже выделяются коттеджный поселок «Суходольское», «Дом HONKA в Токсово», «Озерный кот», клубный квартал «Хвойное», Osko-Village, «Медное озеро», «Репино» и др. в Приозерском, Всеволожском (Ленинградская область) и Курортном (Петербург) районах.
Нельзя обойти вниманием и многочисленные туристические базы Ленобласти. Практически все они состоят из живописных деревянных коттеджей в старорусском или скандинавском стилях, с инфраструктурой из лиственничных экотроп и мостков для рыбалки, беседок, мини-ферм с животными и др. объектами из дерева. Яркие примеры – туристическая деревня Мандроги (историческое поселение, воссозданное после пожара в годы войны), базы «Орехово», «Илоранта», Eco Village, Green Village, Шале Рояль и еще более 20 проектов. Большая часть туристических объектов находится на Карельском перешейке, в окружении озер и богатых хвойных лесов.
Встречается дерево и в крупных коммерческих объектах досуга и культуры. Например, купол аквапарка «Питерлэнд» – самый большой пролет из деревянных конструкций в России, занесен книгу рекордов Гиннеса (43 м – высота, 90 м – диаметр). Необычным куполом из цельного бруса может похвалиться и спортивно-развлекательный комплекс «Тинькофф арена». В нарядных деревянных теремах в русском стиле разместился ресторанный комплекс «Русское подворье», а под серповидной кровлей из гнутых деревянных балок расположился торговый центр «Реал» в Буграх (Ленинградская область).