Как в Москве зарождалась культура вечеринок

Весна в Москве началась с национального этапа чемпионата по диджеингу Red Bull 3Style, в рамках которого был выбран лучший представитель России по диджейскому мастерству. Им стала Lena Zozulya, которая теперь будет представлять нашу страну на глобальном чемпионате. Ну а поскольку диджейские баттлы – это лишь часть большой истории вечеринок, мы решили вспомнить как все зарождалось в нашей стране.

Фото: Pixabay.com

Современная танцевальная культура состоит из трех составляющих: музыка, танцы (брейкданс) и искусство (граффити и дизайн). Первым из этой троицы в Россию (тогда еще СССР) пришли танцы. Случилось это примерно в середине восьмидесятых, в самые застойные годы. «Наш руководитель студенческого театра МГУ Саша Пепеляев доставал бесценные кассеты с Майклом Джексоном и Rock Steady Crew, – вспоминает одна из первых брейкеров Союза Мила Максимова. – Их давали на ночь или часа на три. И везли другим жаждущим, у которых начинался процесс калькирования движений. В начале на дискотеках ставили по одной песне, под которую исполняли «трясучку». Людей, которые умели делать «геликоптер» знали пофамильно. Их было человек пять на всю Москву».

Видимо, следующим из этой троицы в СССР пришел рэп – быстрая и ритмичная читка разных скороговорок. Установить точно, кто именно начал читать рэп на русском, вряд ли представляется возможным. Скорее всего это был постепенный процесс, который зародился в стане советских диск-жокеев, ведущих диско-вечеров в различных домах культуры. Тогда одним из обязательных технических навыков диск-жокея считалось умение работать с микрофоном. Музыка из-за технических сложностей не могла звучать без перерыва очень долго, поэтому в паузы диск-жокей должен был что-то начитывать, чтобы люди на танцполе не расходились во время пауз. Главной московской дискотекой второй половины 1980-х считалось кафе «Молоко». Именно туда приходят отдохнуть герои фильма «Курьер», и именно там диск-жокеем работал Сергей Минаев, записавший одну из первых рэп-песен на русском языке, «Худсовет».


Фото: Pixabay.com

Первый заметный всплеск популярности танцевальной культуры в России совпал с политическими изменениями в стране. На стыке 1980-х и 1990-х возникло сразу несколько важных музыкальных коллективов, одним из важнейших, безусловно, можно назвать Bad Balance, который начинал свою деятельность как коллектив бибоев, но быстро соединил в себе все три составляющих хип-хоп-культуры. В дальнейшем именно их деятельность послужила базисом для российской хип-хоп-сцены.

Однако массовый слушатель познакомился с хип-хопом лишь когда на сценах стадионов и экранах телевизоров стали мелькать молодежное трио «Мальчишник» и дуэт «Кар-Мэн». Любопытно отметить, что точкой встречи для фанатов рэп-культуры тогда являлся Старый Арбат, где брейкеры показывали прохожим свои акробатические выкрутасы. Тогда же, в начале 1990-х годов в молодежной культуре возникло серьезное противостояние между рэпперами, рокерами и скинхэдами.


Фото: Pixabay.com

Любопытно, но несмотря на рост популярности хип-хопа среди молодежи, каких-то специализированных клубов или постоянных хип-хоп-вечеринок тогда не существовало. Обычно любители такой музыки собирались на какие-то концерты групп или на фестивали вроде Rap Music, который с 1994 года стала организовывать Bad Balance, со временем превратившаяся в Bad B. Alliance.

Первый серьезный бум хип-хоп-вечеринок случился в 1997-1998 годах, когда в крупных городах страны стали открываться школы брейкданса, а на только что открывшемся MTV крутили клипы главных бибоев России – Da Boogie Crew. Чуть позднее хип-хоп получил еще более серьезную популярность, когда взлетела звезда Децла. Его треки были настолько понятны посетителям клубов и дискотек, что диджеи их ставили без каких-либо опасений.


Фото: Pixabay.com

Параллельно с развитием техно- и хаус-вечеринками, своего серьезного успеха хип-хоп-вечеринки достигли в середине нулевых. Правда само слово «хип-хоп» было заменено более гламурным r’n’b, да и сами вечеринки, следуя духу эпохи, делали ставку на гламур. Дорогое шампанское, блеск, дорогие тачки и понты, очень, очень много понтов. Если те, кто повзрослее тусовался в клубах Алексея Горобия, то молодежь предпочитала отвисать в Infinity (там свою карьеру начал, например, Тимати), кто-то предпочитал «Жару» или Black October Bar, кто-то ходил на специализированные вечеринки в «Зону» или «Сахар». Популярность r’n’b-вечеринок продолжалась практически до экономического кризиса 2008 года, когда интерес к ним упал (вместе с интересом к r’n’b’ и подобному образу жизни).

Однако не успели люди забыть r’n’b, как хип-хоп-культура получила новый всплеск творческой энергии, во многом благодаря ростовской «Касте», а потом и Оксимирону, Noize MC и многим-многим другим артистам и хип-хоп-крю. И сегодня мы, кажется, живем в эпоху новой популярности хип-хоп-культуры, которая зародилась в СССР лет 30 назад в студенческом театре МГУ.


Фото: Pixabay.com

Диджейское искусство, зародившееся в конце 1970-х (в СССР оно пришло с опозданием лет в десять, да и то диджеи играли не на виниловых проигрывателях, а на бобинных магнитофонах) и сегодня продолжает свою стилистическую мутацию, а диджей играет в этом плане значимую роль. В различных диджейских баттлах ищется новое звучание и новые имена. Например, что-то подобное предпринимается в рамках глобальной культурной инициативы Red Bull 3Style, которой в этом году исполняется 10 лет. Тем более интересно, что в марте прошел российский отборочный чемпионат, в котором приняли участие самые талантливые и техничные диджеи России: Dj Conflict (Тюмень), MAIB (Москва), Fantastic Fresh (Екатеринбург), DJ Zozulya (Москва), Pasha Bronx (Санкт-Петербург) и DJ Worm (Москва), первый победитель Red Bull 3Style Russia. Победительницей в этом баттле вышла DJ Zozulya из команды Uppercuts, которую признал лучшей международное жюри из Германии, США и Барбадоса. Именно на таких мероприятиях, как Red Bull 3Style, зарождаются новые звуки и тренды. Это происходит на стыке смыслов, эмоций и технологий. Как это и происходило на танцевальной сцене на протяжении всей ее истории.