Обувь для авто по сезону

Зимние шины – камень преткновения и постоянный предмет споров автолюбителей. Переобувать ли машину зимой, как и где хранить резину, что лучше «шипы» или «липучка» – это малая толика вопросов, которые возникают даже у опытных водителей. Попытаемся ответить на них.

Текст: Владислав Букин

Фото: Pixabay.com

Резиновая история

Первые зимние шины появились почти 90 лет назад. В 1934 году финская компания Nokian начала производство первой в мире зимней шины для грузовых автомобилей и автобусов. Называлась она Kelirengas, то есть «шина для определенной погоды». Спустя два года фирма выпустила резину и для легковых автомобилей Lumi-Hakkapeliitta. Здесь были такие же блоки протектора, расположенные поперек, с более развитым рисунком. А вот шипы на шинах появились спустя 20 с лишним лет в 1957 году.

С тех пор качество дорог серьезно улучшилось, да и сама дорожная сеть стала более развитой. Параллельно совершествовались технологии производства шин. Сегодняшняя резина мало похожа на первую «для определенной погоды», тем не менее привязка к погоде и температурным условиям осталась.

Менять обувь вовремя

Российское законодательство четко оговаривает, что в зимний период с декабря по февраль эксплуатация автомобиля без зимней резины запрещена. Аналогично и с тремя летними месяцами, когда запрещается езда на шипованных шинах. Но зимы у нас непредсказуемые и откладывать переобувку до первых заморозков и снега не стоит.

Специалисты рекомендуют менять резину, когда среднесуточная температура опустится ниже 5-7 градусов. В этих условиях летняя резина начинает «дубеть», теряет свои сцепные свойства, что может привести к заносам, увеличенному тормозному пути и быстрому износу шин. К тому же, откладывая смену шину до первого снега, можно попасть в километровые очереди на шиномонтаж.

Аналогичная история и с переходом на летнюю резину. Зимние шины мягче, летние же более жесткие. В теплых условиях излишняя мягкость покрышкам только вредит, к тому же они быстро изнашиваются, шипы вылетают, поэтому комплект до следующего сезона может и не дожить. Что касается рисунка, то у летней резины он совершенно иной. Поэтому на зимней резине летом автомобиль теряет маневренность, особенно на высоких скоростях. В дождевых условиях зимняя резина не справляется с потоками воды.

Фото: Pixabay.com

Шипы против липучки

И у шипованной резины, и у липучки, то есть фрикционной резины, есть свои сторонники и недоброжелатели. Но все якобы недостатки и преимущества обоих шин объясняются условиями эксплуатации. У липучки нет шипов, зато в ней используется более мягкий состав резиновой смеси и большое количество тонких и глубоких поперечных ламелей – узких надрезов на блоках протектора. В сочетании с большой глубиной протектора ламели обеспечивают такой шине стабильное пятно контакта и хороший отвод воды при движении. Поэтому липучка хорошо работает на рыхлом снегу и слякоти. К тому же такая шина менее шумная.

Шипованные шины лучше работают в пограничных околонулевых температурах, в условиях минимального сцепления с поверхностью и по укатанному снегу. Поэтому если вы часто ездите загород лучше выбрать «шипы».

Сейчас в продаже есть так называемая всесезонная резина, которая позиционируется как компромисс между летними и зимними шинами. Производители заявляют, что такая резина оптимально работает на сухом и мокром асфальте и приспособлена для зимней эксплуатации. Однако относиться к такому варианту стоит с осторожностью. Как правило, всесезонка совмещает все плюсы и минусы обоих типов резины, поэтому оптимальных характеристик вы не получите ни зимой, ни летом.

Правильно хранить – долго ездить

Условия хранения зимних и летних шин в межсезонье схожие. А правильно хранить резину – значит продлевать срок ее службы. На этот счет даже есть официальный документ – ГОСТ Р54266-2010, согласно которому хранить шины допускается при температуре от -30 до +35 градусов. Правда, следует оберегать резину от воздействия прямых солнечных лучей и соседства с отопительными приборами.

Перед тем, как отправить колеса на хранение, их следует помыть и упаковать в специальные мешки. Если вы оставляете шины без дисков (шириной до 215 мм), то желательно хранить их в горизонтальном положении. Главное – ни в коем случае не подвешивать их! А вот колеса в сборе следует держать накачанными, снизив давление в них на 50%. При возможности как раз их следует подвесить, но допустимо хранить и штабелем, главное – не ставить их вертикально.

Перед использованием обкатать

И летним, и зимним новым шинам нужна обкатка. В этом мнения специалистов, да и самих производителей шин, совпадают. Зимние шины требуют более долгой обкатки – 500 км для липучки и не менее 800 км для шиповки. За это время рекомендуется избегать резких разгонов и торможений, аккуратно входить в повороты и внимательно следить за скоростным режимом. С летней резиной попроще, здесь производители рекомендует обкатывать резину первые 100 км, чтобы резина притерлась к дороге.

Всем безопасных дорог и удовольствия от вождения!