«Золотая маска». Игра начинается!

В марте и в апреле в Москву на «Золотую маску» приезжают самые яркие спектакли страны. Актеры и режиссеры, балерины и певцы, художники и драматурги соревнуются за звание лучших в стране. 79 постановок, 37 номинаций – 15 апреля в концертном зале «Зарядье» объявят лауреатов. «Линия полета» предлагает вам обратить внимание на самые неординарные постановки среди лучших.

Текст: Анна Гордеева
Фото: goldenmask.ru

Фото: Елена Лехова

«Три сестры»

В основе пьеса Чехова, безусловно, и три женщины все так же стремятся в Москву и все так же несчастливы в личной жизни, а их невестка все так же решительно устанавливает свою власть в их старом доме. Вот только это опера – сочинение венгерского композитора Петера Этвеша, одного из современных классиков. В начале нашего века его «Три сестры» произвели сенсацию на Эдинбургском фестивале, а теперь Екатеринбургский оперный театр добился права на постановку.

Сложна сценическая конструкция: в опере работают два оркестра с двумя дирижерами, причем один оркестр сидит в яме, а другой над сценой. Непроста конструкция и режиссерская: английский постановщик Кристофер Олден решил, что эта история о том, что в России по сути ничего никогда не меняется. То есть время движется, а взаимоотношения между людьми остаются все теми же. Поэтому в спектакле присутствуют три эпохи: чеховская, предвоенная и примерно шестидесятые годы ХХ века. Безвольный братец Андрей бродит по сцене с магнитолой, Тузенбах уходит вовсе не на дуэль – его явно поджидают пришедшие его арестовывать энкавэдэшники – но все так же ставится самовар.

Вся нежность и вся обреченность героинь чеховской пьесы точно перелиты в музыку. А почти ультразвуковые вопли Наташи специально невыносимы – вот представьте себе бедных женщин, что должны жить с ней в одном доме день за днем!

3 марта, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Фото: Ярославна Ефимова

«Сосед»

Молодой мужчина идет по дачному поселку, и со своего участка его окликает пенсионер. В пьесе, на первый взгляд, обычная болтовня старика, которому некуда время девать, и вежливое нетерпение его собеседника, который никак не может отвязаться от беседы о неизвестных ему родственниках и мелких текущих событиях. Вот только драматург Павел Пряжко так выстроил эту историю, что с самого начала зритель чувствует: что-то здесь неладно. Напряжение в зале возрастает, мы все внимательнее вслушиваемся в слова, но что на самом деле произошло в тот день (кроме того, что парень по доброте душевной согласился почистить старику картошку), мы узнаем только после финала, когда нам раздадут программки спектакля.

На «Золотую маску» выдвинута именно пьеса, а привозит ее петербургский «театр post», созданный уже успевшим прославиться молодым режиссером Дмитрием Волкостреловым.

11 и 12 марта, Московский музей современного искусства (ММОМА) на Петровке

Фото: Антон Завьялов

«Закрой мне глаза»

Спектакль выдвинут как опера, но на самом деле это гибрид оперы и современного танца. Хореограф Анна Абалихина взяла четырех отличных певцов из Пермского оперного театра, провела кастинг танцовщиков в местных труппах контемпорари и вместе с драматургом Ильей Кухаренко создала синтетическую постановку, основанную на песнях композиторов от XVII до ХХ века. Каждая песня сама по себе и все они сплавлены воедино: это истории о несчастной любви (ну или о счастливой, если полагать, что всякая любовь – счастье).

Оперные артисты двигаются наравне с танцовщиками – так же рушатся на землю, так же стремятся ввысь – и все это происходит в двух шагах от зрителей, которые никогда еще не были так близко к музыке, она никогда еще так не забиралась к ним в душу.

17 марта, Театр Наций

Фото: Владимир Постнов

«Сирано де Бержерак»

Режиссер Николай Рощин для своего спектакля по пьесе Эдмона Ростана в Александринском театре взял не известный многим театралам перевод Щепкиной-Куперник, а новенькую версию Марии Зониной. Слог не такой красивый, менее изящный и на сто процентов отвечающий истории, которую задумал рассказать режиссер. Он изменил ракурс, и если прежде в разных постановках публика умиленно вздыхала, наблюдая историю безответной любви поэта, которому судьба подарила уродливый нос, то теперь мы более пристально смотрим на жизнь и смерть этого поэта.

Да, любовь, конечно же, но еще – та сотня наемных убийц, которую Сирано разогнал в пьесе, превращается в ровный строй современных полицейских со щитами, шлемами и тому подобным. И на то, как поэт врезается в этот строй, просто страшно смотреть. А бравые гасконцы, что в следующем действии готовились к войне как к приключению, получают шкафчики-гробики: для них уже все готово. Романтическая сказка не работает в XXI веке, смерть не может быть красива – вот утверждение театра. А мы можем соглашаться или не соглашаться с ним, изучая спектакль, который, несомненно, красив.

25 и 26 марта, МХТ им.Чехова

«Калевала. Эпизоды»

Номинация «Эксперимент», и Национальный театр Карелии являет нам искусство будущего столетия. Зритель получает шлем виртуальной реальности и на полчаса попадает в Карелию с потрясающими лесами, озерами, водопадами и героями национального эпоса. Герои эти, как свойственно героям древних сочинений, неполиткорректны: персонаж крадет отказавшую ему девчонку из семьи и мчит в своих санях домой. Она причитает о своей судьбе, и разозленный мачо превращает ее в чайку, не приобретая репутации злодея, а оставаясь все так же великим кузнецом, о талантах которого рассказывают легенды.

Все события происходят лишь в виртуальной реальности, но когда актеры протягивают тебе руку, хочется шагнуть им навстречу. Поучаствовать в событиях не удастся (иначе многие, думается, помешали бы похищению девчонки), а вот разглядеть сказочный мир так, будто ты в него на самом деле вошел, – запросто.

24-26 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда