Все свое вожу с собой!

Доподлинно неизвестно, кто первый придумал делать дома на базе автомобилей. Еще задолго до появления двигателя внутреннего сгорания цыгане, цирковые артисты, кочевые народы передвигались в кемперах, только на лошадиной тяге. «Линия полета» рассказывает о том, как дома на колесах выглядят сегодня.

Текст: Владислав Букин

Прицепил-отцепил

Самые массовые и бюджетные варианты – прицепные. Конструкция их разнится от прицепов-палаток до полноценных жилых блоков. Все зависит от целей будущего владельца и объема его кошелька.
Самые дешевые – прицепы-палатки отличаются предельно простой конструкцией. Возить ее может практически любая малолитражка. Однако мебели в таких прицепах нет, а разбирать и собирать палатку придется на каждой остановке. В более продвинутых вариантах с жесткими конструкциями уже есть спальная зона, минимальный набор мебели, освещение, кухонное оборудование.
В полноценных жилых модулях значительно комфортнее. Это уже больше похоже на полноценное жилище с несколькими комнатами, автономным санузлом, душевой кабиной, обогревателями. Однако, чем больше прицеп, тем сложнее с ним маневрировать на дороге. И несмотря на кажущуюся автономность, все же такие прицепы привязаны к стоянкам. Запасы пресной воды ограничены, для работы всей техники необходимо стационарное электропитание, а санузел имеет определенные лимиты по наполняемости. Поэтому отдыхать в таких домах-дачах, особенно в Европе, разрешено только в кемпингах, а в некоторые города проезд с прицепом-кемпером путь и вовсе заказан.
Из минусов еще стоит выделить ограничение скорости в 80-90 км/ч и обязательное требование: отсутствие пассажиров внутри прицепа.

Взрослые варианты

Полноценные автономные кемперы намного комфортнее прицепов, имеют большую автономность, но намного дороже своих прицепных собратьев. По конструкции кемперы делятся на интегрированные, полуинтегрированные, альковные и жилые минивены.
Интегрированные автодома – мечта любого автопутешественника. Как правило, такие машины строятся на собственной базе. Из стандартного оборудования в них только механическая часть: двигатель, трансмиссия, подвеска. Кабина такого автодома полностью интегрирована в жилое пространство, отсюда и такое название. Здесь есть все, что необходимо в дороге, все продумано до мелочей! Но единичное производство и сложность постройки и отделки накладывает свой отпечаток на цену. Такие автодома могут себе позволить немногие.
Полуинтегрированные дома строятся уже на серийном шасси грузовых микроавтобусов. Только вместо будки монтируется жилая кабина. Отделка в таких автодомах попроще, но цена на них значительно меньше интегрированных вариантов. В ряду полуинтегрированных автодомов выделяются альковные варианты – с небольшой надстройкой на крыше автомобиля, в которой обычно располагается двуспальная кровать. Несмотря на то, что в основе обычный микроавтобус, места в них достаточно. Комфортно здесь могут отдыхать до семи человек. За счет того, что одна спальная зона вынесена на второй этаж, жилая площадь здесь больше. Но из-за большой габаритной высоты управлять таким кемпером сложнее и не везде можно беспроблемно проехать. К тому же расход топлива у них выше, нежели на стандартных вариантах полуинтегрированных домов.

Самый простые из кемперов – это жилые миневэны или кастенвагены. По сути это стандартные микроавтобусы, только с высокой крышей. В фургоне есть жилой отсек со спальной зоной, кухня, обеденная зона. Санузел ставится редко – слишком мало места. Рассчитан кастенваген на комфортный отдых двух-четырех человек и сугубо в теплых краях. Теплоизоляция в таких фургонах – слабый момент.
За счет того, что по виду жилой минивэн габаритами мало отличается от стандартного грузового, проблем с проездом в городе у них нет, управляемость у них намного лучше.
Жилой модуль также может устанавливаться и на шасси стандартного пикапа. Блок можно легко отсоединить от автомобиля, что очень удобно, например, для экскурсий и коротких выездов. Модули также имеют разное оснащение, некоторые производители ставят здесь даже полноценный санузел с душевой кабиной.

Ложка дегтя

У кемперов и прицепов-дач есть много плюсов в путешествиях. Вы не тратитесь на кафе, на гостиницы, берете с собой любое количество багажа, не зависите от времени и места, решая куда и когда хочется поехать. Вместе с тем у домов на колесах есть свои сложности и даже минусы. Стоять в них можно только в кемпингах, обслуживание в которых платное. У нас в стране движение автодомов пока только развивается, поэтому кемпингов не так много, хотя в популярных южных направлениях сейчас уже проблем со стоянками нет.
Даже не считая стоимости, эксплуатация кемпинга – штука затратная. Сюда входят и налоги, и стоимость запасных частей, и повышенный расход топлива. Для вождения большого автодома или автоприцепа потребуется отдельная категория в правах. Удовольствие от такого вида отдыха вы точно получите. Только вот для одного-двух выездов с семьей в год на две недели в Европу все же стоит присмотреться к аренде автодома. Это поможет сэкономить средства, хотя и лишит определенной доли романтики.