«Дягилев. P.S.» – обращение сегодняшних балетных людей к великому импресарио, что уже почти сто лет сидит где-то на облаках и беседует с любимыми композиторами, художниками и танцовщиками. Фестиваль собирает в программу те спектакли, что могли бы понравиться Сергею Павловичу Дягилеву – то есть те, в которых есть блеск, вызов, фантастическое мастерство и, быть может, повод для скандала. С 14 ноября по 1 декабря в Санкт-Петербурге появятся спектакли из Монте-Карло и Дублина, Екатеринбурга и Лондона, Стокгольма и Москвы – и каждый из них заслуживает пристального внимания.
Текст: Анна Гордеева
Манекен я или право имею?
Великий кутюрье Сергей Лагерфорд готовит показ мод и распоряжается людьми, платьями, манекенами. И вдруг один из манекенов восстает – потому что у него, оказывается, тоже есть душа! Так теперь выглядит история «Петрушки» в постановке Йохана Ингера, которую привозит Балет Монте-Карло. В начале прошлого века этот балет Стравинского впервые поставил Михаил Фокин, и действие происходило на петербургской ярмарке, а против самодовольного владельца балагана восставала тряпичная кукла. Сейчас другие балаганы и другие куклы, а вот притча о противостоянии артиста и, так сказать, менеджера все та же. Вместе с «Петрушкой» Ингера монегаски привозят еще две версии давних балетов. В «Дафнисе и Хлое» сто лет назад робкий пастух все никак не мог объясниться с пастушкой, пока ее не похитили пираты и ее не пришлось срочно спасать. В наше время худрук Балета Монте-Карло Жан Кристоф Майо сосредоточился на теме «уроков любви» – юные пейзане встречают более старшую пару, что помогает им наладить отношения (малолетних детей на этот спектакль брать не стоит). А в «Видении розы», заново сделанном Марко Геке, не вернувшаяся с первого бала девушка мечтает о встреченном там молодом человеке (как было в спектакле Михаила Фокина), а сам Призрак нервно сходит с ума, думая о прекрасной незнакомке.
Когда: 14 и 15 ноября
Где: Театр «Балтийский дом»
Уж замуж невтерпеж
Два спектакля – ирландский и русский – объединены в один вечер именем композитора Игоря Стравинского. Сто шесть лет назад «Весна священная», поставленная Вацлавом Нижинским, рассказывала о человеческом жертвоприношении в древней Руси, а «Свадебка», сделанная десять лет спустя его сестрой Брониславой Нижинской, о менее жутком (но все-таки пугающем) русском свадебном обряде. Хореографы нашего времени взялись за «обрядовую» музыку решительно и заговорили о своем. Татьяна Баганова, худрук екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», превратила своих девиц в летающих валькирий – они рвутся в новую жизнь с восторгом и восторг выражают в танце. А Брендан де Галли и его Eriu Dance Company переносят «Весну священную» в современный город, и история про случайно выбранную жертву рассказывается языком виртуозного ирландского степа.
Когда: 22 ноября
Где: ТЮЗ имени Брянцева
Позвольте представиться: идиот
Князю Мышкину 66? Вроде бы он был несколько младше… Нет, 66 лет автору постановки и исполнителю главной роли, а у персонажа возраста нет, потому что князь Мышкин – это не реальный человек, а чистая идея Страдания и Сострадания, Чистоты, Доброты, Простодушия (все с заглавных, потому что всего этого в одном князе Мышкине много). Легендарный японский хореограф Сабуро Тешигавара сочинил спектакль «Идиот» для себя и своей коллеги Рихоко Сато с начала и до конца: сам написал музыку, сам придумал каждый жест. Спектакль этот – не балет, тут никто не крутит фуэте и не взлетает в антраша; в пластике – перетекание из одной позы в другую, и каждая врезается в память как рисунок тонким пером. Тут нет истерики Гани Иволгина и самого Иволгина тоже нет, как и Парфена Рогожина. На сцене лишь Мышкин и две женщины, что разорвали ему сердце, их играет одна актриса. Но напряжение в «Идиоте» сверхвысокое, и редкий резкий жест подобен молнии, взрывающейся в линии высоковольных проводов.
Когда: 27 ноября
Где: ТЮЗ имени Брянцева
Три в одном: драма, опера и балет
Кармен выходит с оперной арией. Кармен выходит в виртуозном балетном танце. Это одна и та же Кармен? И да, и нет – героиня спектакля, поставленного режиссером Максимом Диденко и хореографом Владимиром Варнавой, раздвоилась: работа нашлась и оперной певице, и балерине. Спектакль начинается с того, что Хозе (Михаил Ефремов) вспоминает события давних лет. Бодрые куплеты Тореадора, покачивающая бедрами вольная цыганка, стремительно проносящаяся жизнь – все стиснуто в 80 минут музыки Жоржа Бизе, что переработал Алексей Сюмак. Одела же персонажей Айдан Салахова, и это не просто платья: у каждого героя наряд – что-то вроде дома, из которого можно выйти и в который можно войти. Роскошная броня, шикарное укрытие, но, разумеется, ни от чего не спасающие. Хозе все равно влюбится и все равно убьет Кармен – счастливый финал в этой истории невозможен.
Когда: 28 ноября
Где: Театр «Балтийский дом»
Всего лишь танцы
Pure Dance – название программы, что привозит из Лондона Наталья Осипова, говорит о скромности балерины. Ну или, наоборот, о ее высокомерии, если разглядеть в афише усмешку. Она всего лишь танцует пятнадцать лет подряд, с тех пор, как в 2004-м пришла в Большой театр. Там в 22 года стала прима-балериной, но в Москве не задержалась, в поисках большей свободы отправилась в Михайловский театр. Оттуда тоже улетела и наконец обосновалась в английском Королевском балете, в Ковент Гарден. Но прима-балерина Ее величества свою программу выпустила не там, а в стенах театра Sadler’s Wells, что с радостью предоставляет площадку многим экспериментам в области танца. Осипова всего лишь танцует, и в этой программе она станет героиней спектаклей Энтони Тюдора, Алексея Ратманского, Юки Оиши, Роя Ассафа и Ивана Переса. От чопорной классики до безбашенного контемпорари – она может всего лишь все.
Когда: 26 ноября
Где: БДТ им Товстоногова
Шведская сказка
Как там у классика? «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала». Так поступил герой в «Обыкновенном чуде» и так же поступает великий шведский хореограф Матс Эк, когда хочет поговорить о любви со своей женой – знаменитой танцовщицей Аной Лагуной. Когда она была юна, он сочинил «Спящую красавицу», где в середине прошлого века 16-летняя девчонка убегала от родителей, связывалась с наркодилером и была спасена полицейским в штатском. Когда Лагуна стала старше, для нее была придумана мощная, грозная, вызывающе сильная Кармен. Теперь, когда она перешагнула в седьмой десяток, о героине этого возраста Эк и придумывает спектакли. Две одноактовки «Топор» и «Память» пара и привозит в Петербург. А еще в этот же вечер покажут на видео его давний спектакль «Старуха и дверь», где в главной роли снималась мать Матса Эка, легендарная балерина Биргит Кульберг.
Когда: 1 декабря
Где: Детский театр танца Бориса Эйфмана