25 января в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится премьера
постановки «1926»: Елизавета Боярская и Анатолий Белый воплотят на сцене
переписку великих поэтов – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Пронзительный эпистолярный роман Марины Цветаевой и Бориса Пастернака длился с 1922-го по 1935 год, и за это время они ни разу не встретились. Переписка лета 1926 года включала и третьего участника, немецкого поэта Райнера Марию Рильке. Эта ее часть стала одной из самых известных эпистолярных публикаций и переведена на несколько европейских языков. Более 80 писем Пастернака и почти столько же фрагментов и черновиков авторства Цветаевой были изданы и доступны сегодня читателю.
Переписка, начавшаяся с взаимных слов восхищения одного поэта другим, очень скоро переросла в настоящую страсть. В этом диалоге чувственное неотделимо от творческого. Драматург и режиссер Алла Дамскер сплела из тонкой эпистолярной канвы реальных писем драматургию спектакля «1926». Елизавета Боярская и Анатолий Белый бережно и страстно воплощают ее на сцене. Третий герой — скрипач и контратенор Дмитрий Синьковский. Звучание живого инструмента приобретает особое значение, обнажая психологический подтекст происходящего. Скрипка одновременно становится голосом незримо присутствующего немецкого поэта Райнера Марии Рильке — человека близкого, созвучного, важного — и для Цветаевой, и для Пастернака. Они считали его сердцем поэзии, он умер в последние дни 1926 года. Их письма к нему — важная часть спектакля.
Постановка использует и новейшие технологии: пространство оживляют 3D‑проекции–видеомэппинг, сочетающиеся с тембром инструмента. Подбор музыкальной партитуры — отдельная линия спектакля, подготовленная композитором Алексеем Курбатовым, включает его собственные произведения, а также — сложнейшую первую часть сонаты Бартока, шедевры Баха, Изаи, Берга, Пендерецкого, Шостаковича, Пьяццоллы и других.
«Я люблю поэзию 60-х годов, Серебряного века, но Цветаева для меня всегда занимала особое место», — рассказывает Елизавета Боярская. — Мне всегда нравилось ее колоссальное отличие от других поэтов: ее экспрессия, неистовость, ее какая-то космическая одаренность — действительно, полное ощущение, что это не человек, а сверхъестественное существо — ее неприкаянность, ее сложнейшая судьба. Она никогда не боялась экспериментировать ни с размерами, ни с рифмами: ее почерк в поэзии совершенно уникален, ни на что не похож. Плюс ее масштаб личности и ее эпоха. Все это делает ее для меня очень притягательной личностью, которую мне было интересно примерить на себя. Не просто читать ее стихи, а — подчеркну — примерить на себя. Это было принципиально важным».
Автор идеи и художественный руководитель проекта — Валерий Галендеев, художник-сценограф — Глеб Фильштинский, художник по костюмам — Алина Герман. Спектакль создан Фондом поддержки музыкального образования — продюсерами спектакля «Неизвестный друг» с участием Полины Осетинской и Ксении Раппопорт, Международного скрипичного фестиваля Violinfest, проекта «Желтые звезды».