Юрий Каспарян: «Я не рок-музыкант, я музыкант Группы „Кино“!»

Проект «Симфоническое кино» придумали Игорь Вдовин и Юрий Каспарян восемь лет назад: музыка Виктора Цоя теперь живет в симфоническом звучании. Перед ноябрьским концертом в петербургском БКЗ «Октябрьский» журнал «Линия полета» встретился с музыкантом и узнал, как идет подготовка к выступлению.

Интервью: Анна Сметанина

У группы «Кино» до сих пор масса поклонников, и сам проект «Симфоническое кино» крутой. Какое место в вашей жизни сейчас эта музыка занимает?

Небольшое.

То есть, вы хотите сказать, это коммерческая «халтура» без души?

Ну какая же это халтура! Можно сказать, сейчас это дело моей жизни. Говоря «небольшое», я имею в виду, что концертов у нас пока не так много, как хотелось бы.

А где лучше принимают?

Везде хорошо принимают. Бывают удачные веселые аудитории, люди живые. Это от многих причин зависит, от зала, например. В БКЗ вряд ли «живинки» дождешься. Я очень переживаю за ноябрьский концерт в Петербурге. Волнуюсь, как сделать это настоящим праздником. Но будем стараться. Вот опенэйры нам очень подходят: нет никаких отражений, живой звук. Нет акустических проблем, разве что ветер сдувает иногда.

Как менялся проект?

Поначалу было непросто. Был симфонический оркестр, с контрабасами и симфонической перкуссией, но получалось совершенно не ритмично. Оркестр каждый раз играл по-разному, в каком-то своем времени. Поэтому мы ввели обычную ритм-секцию, бас-гитару и барабаны. Бас-гитарист появился спонтанно, и именно тот, который нужен. На одном из концертов вместо шести контрабасов было два, и мы пригласили Витю Савича, который играл в «Чижик джаз-квартете» на том же фестивале, он легко сыграл с листа всю программу, и больше я его не отпускал. Потом нашли еще барабанщика, Олега Шунцова, его я встретил на фестивале «Скиф», куда меня пригласили сыграть «Поп-механику» с Алексеем Айги. Я Олега потом полгода пытался найти, а в итоге мы встретились случайно у лифта в какой-то гостинице в одном из городов, где гастролировали. Потом в группу пришел Саша Цой и мы, помимо отличной компании, обрели классное видео! Были попытки работать с другими виджеями, но Саша вписался «на ура».

Вы довольны тем, что сейчас у вас в жизни происходит? Ведь был период, когда вы определялись с дальнейшим развитием событий.

Я тогда занимался авангардным искусством. Проект был электронный, из-за особенностей материала, я не мог позволить себе поработать с живыми музыкантами тогда, в 1990-е. И не было еще накатанных технологий. «Драконовы ключи» вы, наверное, имеете в виду? Я увлекся тогда еще чигун и кунг-фу. Сейчас мы с Валерием Алаховым начали немножко музицировать, продолжили сотрудничество, которое началось в середине 1980-х с «Новыми композиторами». Решили развить тот проект, он называется «Старт». Было уже несколько концертов, в ЦСИ им. Сергея Курёхина, в «Рубинштейне», в «Этажах». Программу собираем не спеша. Ну и, конечно, чистая радость — это ChicProject! Disco soul funk вечеринка-конфетти.

С новыми исполнителями не сотрудничаете?

Не приходило в голову. Вот у Игоря Вдовина есть интерес к молодым исполнителям, он и идею с «Симфоническим кино» развил.

У вас есть ощущение, что сейчас какое-то нелегендарное время? По-настоящему героических музыкантов нет, по сравнению с теми же 1980-ми, — это даже в фильме «Лето» прослеживается. Только вот группа «Ленинград» собирает так же стадионы, как в свое время «Кино».

Ну как? А «Ласковый май»? Помню, группа «Браво» собрала СКК три раза подряд. Сложно сказать, все же зависит от социально-экономической обстановки. Тогда все были равны, богатыми были только номенклатурные люди и уголовные. Наверное, как и сейчас. Только тогда о деньгах меньше думали. Но вообще, я не знаю, у меня своя тропиночка, по которой я иду, и по сторонам особо не оглядываюсь.

Начинали вы с игры на виолончели, но потом забросили классику, взялись за гитару. С чем это было связано? Говорят, на гитаре учатся играть, чтобы производить впечатление на девушек, так ли у вас было?

Половозрение, 14 лет. Я попробовал, и мне так понравилась вся эта музыка! Я обменял свой велосипед «Школьник» на кипу маленьких пластиночек советских. Купил гитару и стал все подбирать, и к своему удивлению обнаружил, что все это довольно просто. Немножко The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. Пальцами перекрутил и опять слушаешь. Успех у девушек позже начался, сначала я бескорыстно играл на гитаре! (смеется). Тем более, девушки разные бывают, некоторым и виолончель нравится. Кстати, все девушки-красавицы тогда, в основном, были без ума от Всеволода Гаккеля.

Вы к тому же самый известный поклонник группы Duran Duran в Петербурге, слушаете еще?

Ну так, иногда. Сейчас мне сложно слушать или любить какую-либо музыку. Конечно, творчество современных рэперов интересно, мне нравится, как они ловко языком молотят. Вот Игорь Вдовин их всех обожает и сильно интересуется, а я наблюдаю за его увлечениями с большим интересом. Для Монеточки он делал аранжировку, Игорь вообще очень трудолюбивый. Сам я последний раз был на Kraftwerk, на Гребенщикова хожу, потому что там Саша Титов играет. На AC/DC съездил в Финляндию, как раз тогда коляску для внучки покупал. AC/DC порадовали меня, после всех перипетий с дорогой туда, когда я оказался на лужайке среди толпы, подумал, а вдруг мне не понравится? Испугался даже. Но, знаете, понравилось!

Юрий, общаясь с вами, обнаруживаешь, что вы разбиваете стереотипы о рок-музыкантах, как о лихих мужчинах с гитарой на плече. Вы очень глубокий человек.

Ну, а какой же я рок-музыкант? Я музыкант группы «Кино»! Посмотрите на рок-музыкантов и на меня, разве не видите разницу? Мне знакомая рассказала историю. Конец 1970-х, Дом композиторов, концерт Сергея Курёхина. Представляете, глубокий совок, аудитория соответствующая. Входит Сергей, играет вот так (колотит руками по столу), и говорит — это направление называется «дворовый рок»! (смеется).

Дэвид Гаан говорил, что игра в рок-группе одно из самых несерьезных занятий в мире, и как вы со свойственной вам серьезностью, занимаетесь этим до сих пор?

Да мне нравится просто! Конечно, honeymoon закончился давно, но ничего пока, до развода далеко.

Раз уж заговорили про это, можно ли последний вопрос, если хотите, не под диктофон.

Можно, конечно, но не забывайте, что я женат и у меня внучка.

Почему все-таки из всей тусовки 1980-х Джоанна Стингрей выбрала вас, ведь вокруг было много и других классных парней?

Наверное, она почувствовала глубину (смеется).

«СИМФОНИЧЕСКОЕ КИНО». 22 ноября, Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский»