Илзе Лиепа: Забудьте слово «балет»!

5 апреля на Новой сцене Большого театра состоится премьера гала-спектакля «Сказ о том, как Матвей Огненное Лихо одолел». Редакция «Линии полета» пообщалась с одной из создательниц постановки – народной артисткой России Илзе Лиепа. Похоже, что московским зрителям стоит ожидать чего-то по-настоящему впечатляющего.

Илзе, хотелось бы начать с самого главного повода – премьеры в Большом театре гала-спектакля «Сказ о том, как Матвей Огненное Лихо одолел», в котором вы в паре с Еленой Богданович отвечаете за хореографию и также выйдете на сцену. Давайте попробуем объяснить читателям «Линии полета», что это за жанр – гала-спектакль. К чему готовиться зрителям?

Гала-спектакль – это вершина и результат нашей огромной работы и масштабного проекта, который мы задумали еще десять лет назад. Изначально это был конкурс танцевальных коллективов, показывающий, как живет в танце молодежь нашей страны. Когда мы поняли, что танцевальное пространство нельзя оставить без внимания, потому что как попадаются невероятные «самоцветы», так есть и такие «плевелы», которые нельзя оставлять без развития и поддержки. Именно для этой цели нами была учреждена Национальная премия детского и юношеского танца «Весна священная», а в рамках нее конкурс на соискание Национальной премии, который и познакомил нас с танцующей Россией. Особенно плодотворным конкурс получился в этом году благодаря поддержке президентского гранта. В «Весне священной» принимают участие буквально все регионы: от Владивостока до Калининграда. С теми коллективами, которые трогают наши сердца и становятся лауреатами премии, мы решили делать оригинальный театральный проект. И мы бесконечно рады, что в этом начинании нас поддерживают Министерство культуры и Большой театр.

В этом году в нашем театрально-танцевальном проекте занято множество коллективов из совершенно разных регионов нашей страны. Все эти ребята станут частью большого художественного проекта нашего фонда. Он готовится в течение всего года: пишется оригинальный сценарий, изготавливаются декорации, шьются костюмы, ставится хореография. В этом году мы в своем проекте рассказываем о герое, преодолевшем сложный и увлекательный путь и ставшем настоящим защитником родины и своих близких от Огненного Лиха.

«Сказ о том, как Матвей Огненное Лихо одолел» – мультижанровый спектакль. Мы это поняли сразу. Ведь в постановке на одной сцене гармонично существуют и драма, и танец. Именно это и делает спектакль доступным для более широкой аудитории. Всем коллективам-участникам мы ставим задачу овладеть совершенно оригинальным пластическим языком. В этом спектакле под руководством Елены Богданович работала целая команда талантливых хореографов. Среди них победитель танцевального шоу на Первом канале Александр Могилев, молодые танцовщики и талантливые хореографы Ольга Насырова и Даниил Благов, солист Большого театра Андрей Меркурьев, а также очень одаренная Анна Власова – хореограф нашего коллектива-участника из Самары. Все эти мастера ездят по регионам к нашим участникам и ставят им хореографию, а мы с Еленой отслеживаем все это и при необходимости вносим правки. Таким образом собирается наш спектакль.

Это классический балет или что-то новаторское, авангардное?

Забудьте слово «балет»! Это оригинальный пластический язык, на котором молодые и юные танцоры из разных регионов страны расскажут историю о храбром герое.

Илзе, в спектакле занято более 130 артистов. Каково работать с такой большой командой? Вообще у вас раньше был подобный опыт?

Все наши проекты так многолюдны, ведь в каждом из них принимают участие коллективы из разных регионов страны. Но когда вы увидите спектакль, вы не сможете поверить, что это любительские труппы и не поверите, что это дети и молодежь. Возраст разный от 9 до 20 лет. В нашем проекте очень много танцующих парней, что не может не радовать. Наша миссия популяризировать танец и доказать, что, если ты выбираешь для себя такое увлечение, твоя молодость может стать очень интересной и наполненной. Задача нашего проекта – открыть молодежи классическое искусство. В предыдущих наших спектаклях ребята танцевали и открывали для себя музыку Стравинского, Мусоргского и Чайковского, в этом году спектакль ставится в основном на музыку Родиона Щедрина. Это для нас огромное счастье и настоящее открытие иметь возможность познакомить молодежь с ныне живущим современным классиком и его произведениями. Это невероятно талантливая музыка, и мы сами получаем удовольствие от того, что нам предстоит.

А как распределялись роли между вами и Еленой Богданович? Кто за что отвечал?

Она потрясающий хореограф, тонко чувствующий те вещи, которые являются главными при работе с молодежью. У нас три постулата: хореография должна быть образной, предельно музыкальной и предельно оригинальной. Это задачи, которые мы ставим хореографу. Елена как мастер очень точно и профессионально сопровождает наши коллективы и работу наших хореографов. Когда она вошла в пространство юношеского творчества, для нее это было неожиданным. Это помогло ей сделать открытие для себя: она поняла, что любительской молодежи можно ставить очень масштабные и серьезные задачи – как актерские, так и пластические. И она в этом не ошиблась. Каждый раз наблюдая за ее работой во время репетиций, я поражаюсь тому, что она всегда находит, как улучшить сцену и ставит еще более высокие задачи юным танцорам. Она требует больше амплитуды и большей эмоциональной включенности. Подчас от такого молодежного спектакля зритель получает больше энергетического заряда, чем в профессиональном театре. Ведь эти ребята работают с невероятной отдачей и темпераментом.

И еще хотелось бы узнать, как вам работалось с режиссером Светланой Земляковой. Были ли какие-то моменты в работе, когда, может быть, возникало недопонимание?

Для Светланы было очень неожиданным выходить на такие большие пространства. Я была на ее спектаклях в театре имени Петра Фоменко, это можно сравнить с маленькой ювелирной шкатулкой, которую нужно внимательно рассматривать. Светлана невероятно музыкальна, она чудесно ощущает музыку стиха и настроение сюжета. Изначально я немного волновалась, как она войдет в это большое пространство сцены. У нас с Еленой часто бывают вопросы к Светлане, которой мы говорим, что артист не может выступать на пустой сцене, на что она отвечает: «Ну, простите, на сцене драматический актер. Это не значит, что сцена пуста». А ведь нам с Еленой казалось, что сцена не пуста, когда на ней 130 человек!

Нам со Светланой работается очень гармонично, мы понимаем друг друга и дополняем. В прошлом спектакле по моим театральным сказкам она добавила самостоятельный музыкальный номер артистов «а капелла», поставленный на звуках. Когда мы с Еленой его впервые увидели, нам показалось, что это может затягивать действие, несмотря на то, что он был сделан виртуозно и музыкально. Светлана на это ответила, что, если нам кажется этот номер лишним, она его безжалостно уберет. Было решено просмотреть все вместе на большом прогоне, после чего мы поняли, что этот номер обязательно должен оставаться в спектакле, потому что идеально выполнил функцию некой паузы и вздоха, после которой зритель возвращается к просмотру следующих ярких и динамичных эпизодов.

Участники спектакля – победители Национальной премии детского и юношеского танца «Весна священная». Каково было детям соревноваться с теми, кто вместе с ними когда-то уже выигрывал?

В этом году было мощное соревнование хороших с лучшими, с очень высокими требованиями к тем коллективам, которые входят в орбиту нашего внимания. Мы учитывали все: выбор музыкального материала, темы номеров, хореографическую эстетику. Многие номера участники делали уже в нашей стилистике и с учетом наших рекомендаций. Нам было невероятно радостно видеть, что хореограф шоу-балета «Алиса» из Керчи Галина Шалманова поставила красивый и очень профессиональный номер, уже многому научившись в прошлые годы.

Поскольку премия учреждена благотворительным фондом, которым вы руководите, хотелось бы рассказать читателям и о нем. В чем его главная задача и каких успехов уже удалось достичь?

Мы озвучиваем направление нашего фонда как «культура – детям». И все проекты фонда, как конкурс или возрождение традиций кадетских балов и другие, направлены на то, чтобы дать возможность молодому поколению, оказавшись лицом к лицу с истинными произведениями и вершинами искусства, быть способными их воспринять. Это очень важно! Ведь можно что-то предложить человеку, но он может не быть в состоянии это оценить. Для нас была победа, когда юные участники наших спектаклей закачивали к себе в плеер музыку Стравинского и Мусоргского и слушали ее.

Драматические актрисы – в этом году это Ольга Кабо и Елена Захарова – будут исполнять песни или исполнять хореографические номера?

В одном из наших спектаклей великолепно танцевала Ирина Пегова. Мы танцевали вместе с Ольгой Остроумовой, у нас танцевали Алексей Ягудин и Кристина Асмус. Саша Стриженов и Кристина Орбакайте не танцевали, но были столь выразительны и пластичны, что очень органично смотрелись в постановке. А Михаил Пореченков, который играл князя Владимира не танцевал, но тоже был очень мощным и выразительным. Он был драматическим персонажем. Я думаю, в новом спектакле обязательно будет движение у Елены Захаровой, а для Ольги Кабо я лично нашла музыкальный фрагмент, в котором у нее точно будет некоторая пластика.

Поскольку наш журнал все-таки посвящен путешествиям, хочется задать несколько вопросов и об этом. Предлагаем ответить вам на небольшой блиц:

  • Род вашей деятельности предполагает много перелетов и переездов. Можете навскидку сказать, в скольких странах вы побывали?

Не могу. Их было очень много. Мне легче сказать, где я не была. Я не была в Австралии и в Индии.

  • Топ-три стран, которые оставили особенно теплые или яркие впечатления.

Италия, где было много интересных творческих проектов и личных открытий. Это страна, наполненная православными реликвиями и одухотворенными предметами искусства. Это удивительная и бездонная страна. Латвия, потому что это часть нашей жизни. И еще я люблю Англию.

  • Куда вы регулярно возвращаетесь?

Я очень много бываю сейчас в Петербурге, потому что там работает наша школа. Это очень интересный новый проект в рамках Академии Елены Васильевны Образцовой в сердце Петербурга – Гостином дворе.

  • Есть ли у вас набор вещей, которые вы всегда берете с собой в путешествие?

Конечно! Витамины, молитвослов и телефон.

  • Пять вещей, которые вы бы взяли с собой, отправляясь на необитаемый остров.

Евангелие, мешок гречки, чтобы ее посадить там. «Евгений Онегин» – как главный роман русской литературы. А еще панаму и подушку.

  • Что нужно сделать, чтобы легко перенести дорогу?

Взять хорошее чтение с собой.

  • Как восстанавливаете форму после долгих перелетов?

Это пилатес. В нем есть удивительные упражнения, которые помогают восстановиться. Это бездонный комплекс.