Роскошь под стук колес

Даже тот, кто смотрит на железную дорогу со скепсисом, вряд ли будет спорить с тем, что путешествие на Восточном экспрессе – поезде, о котором писались книги и снимались фильмы, – это больше, чем просто поездка из пункта А в пункт Б.

КОРОЛЬ ПОЕЗДОВ

Окутанный романтическим флером благодаря роману Агаты Кристи Восточный экспресс – один из поездов класса «люкс», которыми управляла Compagnie Internationale des Wagons-Lits. Такие же шикарные составы ходили и по другим маршрутам – так, например, величественный Северный экспресс два раза в неделю отправлялся из Парижа в Санкт-Петербург.

Впрочем, несмотря на то, что история Восточного экспресса тесно переплетена с историей Compagnie Internationale des Wagons-Lits – изобретателей и операторов первых в мире спальных вагонов, – ставить между ними знак равенства не совсем корректно.

 
Роскошь под стук колес
 
 

В свой первый рейс Восточный экспресс отправился летом 1883 года с парижского Восточного вокзала. Время в пути до Константинополя составляло 81 час 40 минут, а билет стоил на 20% дороже стандартного билета первого класса. Роскошный поезд, оформленный в стиле ар-деко, стал первым в мире составом, в каждом купе которого появилась комната с горячей и холодной водой. Новый экспресс окрестили королём поездов и поездом королей. Еще бы – в разное время в вагонах Восточного экспресса путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль и другие знаменитости.

Неоднократно путешествующая на Восточном экспрессе Агата Кристи сделала поезд знаменитым случайно. На писательницу произвел впечатление случай, когда попавший в снежную бурю Восточный экспресс оказался заблокированным на несколько суток. Она и сама неоднократно сталкивалась с большими задержками экспресса по причине непогоды. Во время одной из таких задержек и родился замысел романа.

 
Роскошь под стук колес
 
 

Фронты обеих мировых войн разрезали маршруты Восточного экспресса. Движение с переменным успехом то восстанавливалось в границах отдельных государств, то прекращалось вовсе, но обе войны экспресс пережил в том виде, в котором к нему привыкли в начале века.

А вот после Второй мировой европейские железные дороги утратили свой шарм. Compagnie Internationale des Wagons-Lits перестала обслуживать маршрут, передав его национальным перевозчикам Франции, Германии и Австрии. Старинные люксовые вагоны заменили на стандартные, и путешествие на Восточном экспрессе (несмотря на то, что название бренда было сохранено) ничем не отличалось от поездки на любом другом поезде дальнего следования. Маршрут просуществовал 126 лет, но в связи с тем, что мода на ночные поезда ушла, был окончательно упразднён в декабре 2009 года.

ПОЕЗД КОРОЛЕЙ

 
Роскошь под стук колес
 
 

Оставшаяся без маршрутов Compagnie Internationale des Wagons-Lits продала свои вагоны на нескольких аукционах. Одним из самых активных покупателей железнодорожного антиквариата стал американец Джеймс Шервуд. В общей сложности он потратил около 16 миллионов долларов на покупку вагонов 20-30-х годов. В мае 1982 года, через 100 лет после запуска первого Восточного экспресса, Шервуд запустил туристический маршрут из Лондона в Венецию.

В отличие от настоящего Восточного экспресса, путешествующего из Парижа в Стамбул, экспресс Шервуда путешествует во времени. Состоящий из бережно отреставрированных знаменитых во всем мире вагонов, украшенных лакированным деревом и роскошными тканями, поезд хранит воспоминания о золотой эпохе путешествий.

 
Роскошь под стук колес
 
 

Туристы, преимущественно американские, готовы платить за эти погружение в эпоху огромные деньги. И хотя по площади и комфорту старенькие купе Восточного экспресса уступают СВ и люксам нашей «Красной стрелы», ощущение того, что ты едешь на «поезде королей», дорогого стоит.

Ступив на борт Восточного экспресса, туристы попадают в атмосферу роскоши и безупречного сервиса. В распоряжении гостей три шикарных вагона-ресторана и отдельный бар. Изысканная кухня и коктейли становятся отличным дополнением к шикарным видам, открывающимся из окон поезда. Чтобы погружению в эпоху ар-деко ничего не мешало, на борту поезда запрещены джинсы, а для ужина обязателен строгий black-tie с вечерними платьями и смокингами.

Текст: Марк Бельский

Также по теме: