
Несмотря на то, что перед каждым рейсом бортпроводники настоятельно рекомендуют их изучить, авиапассажиры редко обращают внимание на инструкции по безопасности. Другое дело авиафанаты, для которых ламинированные карточки превращаются в объект вожделения.
120 КИЛОГРАММОВ ИНСТРУКЦИЙ
Вопрос зачем собирать инструкции, скорее, риторический. Кого-то привлекают марки или монеты, кого-то инструкции. Это артефакты истории гражданской авиации, порой рассказывающие о самолетах и авиакомпаниях, которых уже нет.
Коллекционеров инструкций по безопасности в мире тысячи. Лучше всего этот вид коллекционирования развит в Европе и США. В России тоже есть немало ценителей авиационных артефактов.
Александр Тарасенков – один из таких коллекционеров. В августе его хобби исполнилось 17 лет, это – половина всей его жизни. Коллекция началась с того, что он взял на память карту с самолета Ту-154 авиакомпании «Пулково». Через некоторое время благодаря знакомым компанию ей составили карты из Ту-134 и Ил-86. И понеслось.
«Кто-то собирает только карты с тех бортов, на которых летел сам», – рассказывает Тарасенков. «Кто-то собирает только отечественную технику. Или только VIP. Как многодетный родитель не сможет выбрать ребёнка-любимчика, так и я затрудняюсь сказать, какие карты мне дороже. Самый эмоциональный момент – это когда заветная карта физически оказывается у тебя в руках, и событие из фазы будущего переходит в фазу прошлого».
Благодаря соцсетям у Александра появилось огромное количество коллег по увлечению, а значит, возможностей заполучить в коллекцию редкие иностранные карты. На сегодняшний день в коллекции Александра 3986 карт, умещающихся аж в 47 папках. Вес коллекции вместе с папками и полиэтиленовыми прозрачными файликами составляет более 120 килограммов.
При этом вся коллекция тщательно каталогизирована. В свое время на то, чтобы загнать коллекцию в таблицу, ушло несколько недель. Зато с тех пор система учета не дает сбоев, позволяя собирать статистику. Так, например, Тарасенков точно знает, что в его коллекции есть инструкции из 127 государств и территориальных образований.
ЛЕТОПИСЦЫ ИСТОРИИ
Мнение о том, что все инструкции одинаковые, ошибочно. Для коллекционеров значение может иметь каждая деталь, вплоть до даты выпуска и компоновки кресел в салоне самолета. Особо ценными считаются инструкции с ошибками. Один из бриллиантов в коллекции Тарасенкова – инструкция авиакомпании Россия, которую в типографии напечатали с глобальной ошибкой. Аверс от одного самолёта, а реверс от другого. На самолетах они летали всего несколько дней, после чего весь тираж изъяли и вернули производителю.
Некоторых, кто узнает о необычном предмете коллекционирования, интересует вопрос легальности получения инструкций. Не зря же на них есть пометка с просьбой не забирать инструкцию с собой. Буклеты действительно относятся к аварийно-спасательному оборудованию самолета, но в связи с тем, что со временем они приходят в негодность, мнутся, пачкаются, на борту обязательно предусмотрены запасные инструкции. Более того многие члены экипажа готовы содействовать в пополнении коллекции – стоит лишь вежливо попросить.
«Коллекционеры инструкций по безопасности – летописцы истории», – говорит Александр. У авиакомпаний с высокой периодичностью меняется дизайн инструкций. Печатают новые тиражи с дополнениями, обновлениями, новым дизайном. И всё это бережно сохраняют коллекционеры.
На западе все пошло еще дальше – некоторые авиакомпании печатают инструкции специально для коллекционеров и продают вместе с другими сувенирами. Для любителей авиационных артефактов организуются специальные конвенции, на которых можно не только приобрести сокровища или поменяться ими друг с другом, но и пообщаться с такими же увлеченными авиафанатами. В конечном счете именно общение с единомышленниками – одна из важных составляющих необычного хобби.
Текст: Марк Бельский