Пожалуйста, не выносите из самолета

Несмотря на то, что перед каждым рейсом бортпроводники настоятельно рекомендуют их изучить, авиапассажиры редко обращают внимание на инструкции по безопасности. Другое дело авиафанаты, для которых ламинированные карточки превращаются в объект вожделения.

120 КИЛОГРАММОВ ИНСТРУКЦИЙ

Вопрос зачем собирать инструкции, скорее, риторический. Кого-то привлекают марки или монеты, кого-то инструкции. Это артефакты истории гражданской авиации, порой рассказывающие о самолетах и авиакомпаниях, которых уже нет.

Коллекционеров инструкций по безопасности в мире тысячи. Лучше всего этот вид коллекционирования развит в Европе и США. В России тоже есть немало ценителей авиационных артефактов.

Александр Тарасенков – один из таких коллекционеров. В августе его хобби исполнилось 17 лет, это – половина всей его жизни. Коллекция началась с того, что он взял на память карту с самолета Ту-154 авиакомпании «Пулково». Через некоторое время благодаря знакомым компанию ей составили карты из Ту-134 и Ил-86. И понеслось.

«Кто-то собирает только карты с тех бортов, на которых летел сам», – рассказывает Тарасенков. «Кто-то собирает только отечественную технику. Или только VIP. Как многодетный родитель не сможет выбрать ребёнка-любимчика, так и я затрудняюсь сказать, какие карты мне дороже. Самый эмоциональный момент – это когда заветная карта физически оказывается у тебя в руках, и событие из фазы будущего переходит в фазу прошлого».

Благодаря соцсетям у Александра появилось огромное количество коллег по увлечению, а значит, возможностей заполучить в коллекцию редкие иностранные карты. На сегодняшний день в коллекции Александра 3986 карт, умещающихся аж в 47 папках. Вес коллекции вместе с папками и полиэтиленовыми прозрачными файликами составляет более 120 килограммов.

При этом вся коллекция тщательно каталогизирована. В свое время на то, чтобы загнать коллекцию в таблицу, ушло несколько недель. Зато с тех пор система учета не дает сбоев, позволяя собирать статистику. Так, например, Тарасенков точно знает, что в его коллекции есть инструкции из 127 государств и территориальных образований.

ЛЕТОПИСЦЫ ИСТОРИИ

 
Пожалуйста, не выносите из самолета
 
 

Мнение о том, что все инструкции одинаковые, ошибочно. Для коллекционеров значение может иметь каждая деталь, вплоть до даты выпуска и компоновки кресел в салоне самолета. Особо ценными считаются инструкции с ошибками. Один из бриллиантов в коллекции Тарасенкова – инструкция авиакомпании Россия, которую в типографии напечатали с глобальной ошибкой. Аверс от одного самолёта, а реверс от другого. На самолетах они летали всего несколько дней, после чего весь тираж изъяли и вернули производителю.

Некоторых, кто узнает о необычном предмете коллекционирования, интересует вопрос легальности получения инструкций. Не зря же на них есть пометка с просьбой не забирать инструкцию с собой. Буклеты действительно относятся к аварийно-спасательному оборудованию самолета, но в связи с тем, что со временем они приходят в негодность, мнутся, пачкаются, на борту обязательно предусмотрены запасные инструкции. Более того многие члены экипажа готовы содействовать в пополнении коллекции – стоит лишь вежливо попросить.

«Коллекционеры инструкций по безопасности – летописцы истории», – говорит Александр. У авиакомпаний с высокой периодичностью меняется дизайн инструкций. Печатают новые тиражи с дополнениями, обновлениями, новым дизайном. И всё это бережно сохраняют коллекционеры.

На западе все пошло еще дальше – некоторые авиакомпании печатают инструкции специально для коллекционеров и продают вместе с другими сувенирами. Для любителей авиационных артефактов организуются специальные конвенции, на которых можно не только приобрести сокровища или поменяться ими друг с другом, но и пообщаться с такими же увлеченными авиафанатами. В конечном счете именно общение с единомышленниками – одна из важных составляющих необычного хобби.

Текст: Марк Бельский

Также по теме: