Народная мудрость: если хочешь с кем-нибудь поссориться, начни с ним спор по поводу самого лучшего фильма. В этом вопросе обычно мнения кардинально расходятся: одни «рвут тельняшки» за арт-хаус, другие обожают мелодрамы, третьи без ума от триллеров, немало поклонников у комедий и боевиков. И в этом вопросе нет истины в последней инстанции. Самые престижные награды, включая «Оскары», нередко обходили шедевры (например, официально провозглашенного критиками «лучшим фильмом всех времен и народов» «Гражданина Кейна») и превозносили однодневки. Поэтому, как не крути, наиболее объективным критерием качества становятся кассовые сборы – когда зрители «голосуют» своими долларами, рублями и юанями.
По этим критериям на сегодняшний день самым кассовым фильмом является «Аватар» (2009), в свое время сыгравший на интересе к 3D-изображению, которое тогда входило в моду. Был очень талантливо воссоздан мир планеты Пандора, и фильм смотрелся очень стильно.
В 2019 году после выхода фантастико-приключенческий боевик «Мстители. Финал» (2019) режиссеров Энтони и Джо Руссо «Аватар» опустился на вторую строчку, однако сборы увеличились после повторного проката в Китае в марте этого года.
Когда «Мстители. Финал» вышел на экраны, казалось, что сбросить «Аватар» с вершины удастся не скоро. Но очередное продолжение франшизы «Мстители» настолько заинтересованно было воспринято зрителями, что рекорд не смог устоять. В мировом прокате лента собрала более 2,7 миллиарда долларов.
Несомненно, секрет успеха заключается в том, что концепция всех «Мстителей» была сразу продумана до мелочей и не предполагала никаких значительных изменений, дабы не разочаровывать мгновенно образовавшихся вокруг франшизы фанатов. Идеально была просчитана идея относительно выбора главных персонажей. Это супергерои, обладающие каждый своим характером и привычками. Предельно узнаваемые. Кастинг на главные роли проходил беспрецедентно строго. В результате этого на экране действуют невероятно харизматичные актеры, которые за годы приобрели целые армии фанатов. Важно еще отметить, что на волне популярности «Мстителей» почти все супергерои получили свои собственные «сольные» проекты, в которых сюжеты концентрировались исключительно на их персонах, что также способствовало увеличению кассовых сборов фильмов франшизы.
Разумеется, упор «Мстителей» делался на молодежную аудиторию, удивлять которую достаточно сложно. Однако проект продуман так, чтобы постоянно поражать воображение зрителей и заставлять их как можно чаще задаваться вопросом: «Ну а это как они смогли сделать?». В результате «Мстители» превратились в своеобразную витрину достижений Голливуда по части визуальных эффектов. И неудивительно, что в списке самых кассовых лент на сегодняшний день отдельные части «Мстителей», помимо первого, закрепились на пятом («Мстители. Война бесконечности»), восьмом («Мстители. Эра Альтрона») и одиннадцатом (первая часть «Мстителей») местах. Выдающееся достижение по части кассовых сборов. Обратите внимание, что каждая новая серия франшизы опережала по популярности предыдущую.
Третью строчку рейтинга занял «Титаник» (1997) Джеймса Кэмерона, закрепившийся сейчас на третьем месте по «кассе» и удостоенный рекордного количества в 11 «Оскаров» (всего три фильма за всю историю заслужили такого признания). При этом – редкий случай – мнение академиков, присуждавших эту награду, совпало с невероятным кассовым успехом (около 2,2 миллиарда долларов). Мне посчастливилось присутствовать на той триумфальной для «Титаника» церемонии вручения «Оскаров», и в кулуарах ходили слухи, что лента могла удостоиться еще трёх наград – за главную (Кейт Уинслет) и вспомогательную (Глория Стюарт) женские роли, а также за грим (Леонардо ДиКаприо, как мы помним, не выдвигался вовсе). Здесь успех также был математически просчитан: снятая с размахом красивая романтическая история на фоне овеянной массой тайн одной из величайших катастроф.
Часть известной франшизы «Звездные войны. Пробуждение силы» (2015) закрепилась сейчас на четвертой позиции, собрав по миру чуть более 2 миллиардов долларов, а представитель другой франшизы «Мир Юрского периода» (2015) с примерно 1,67 миллиарда долларов сейчас шестой.
Интересно обратить внимание на показательный эксперимент студии «Дисней» «Король Лев» (2019) – седьмое место с суммой в 1,66 миллиарда долларов. В кинокомпании решили переснять целый ряд своих старых анимационных хитов в виде игровых фильмов. И вот ремейку одноименного мультфильма 1994 года с роскошным саундтреком от Элтона Джона повезло больше всех. Другой аналогичный проект – «Красавица и чудовище» – сегодня «лишь» на 17-м месте. К слову, единственный чисто анимационный проект замыкает сейчас «десятку сильнейших». Это «Холодное сердце 2» (2019), «заработавшее» 1,45 миллиарда долларов. А на девятом месте расположился представитель еще одной популярной франшизы – боевик «Форсаж 7», собравший в прокате 1,51 миллиарда долларов.
Этот обзор «самых-самых» фильмов считаю объективным завершить важной оговоркой. С некоторых пор многие специалисты считают более корректным приводить данный список с учетом инфляционных процессов. И тогда в лидерах окажется (барабанная дробь!) историческая эпопея «Унесённые ветром» (1939), которая считалась самым кассовым фильмом почти сорок лет. Если сейчас ввести все поправочные коэффициенты, то получится, что лента Виктора Флеминга с участием Вивьен Ли и Кларка Гейбла, получившая в свое время восемь «Оскаров», собрала в прокате… 3,7 миллиарда долларов. Так что окончательное решение о том, какой же фильм действительно самый успешный в истории, принимать всё-таки вам, уважаемые читатели.
Текст: Дмитрий Викентьев