Путь легенды

В этом году старейшее российское пассажирское судно – колёсный пароход «Н.В. Гоголь» – выйдет в свою юбилейную 110-ю навигацию. Уникальный памятник отечественного судостроения до сих пор радует своим видом. Но главное – может перенести пассажиров на сто лет назад, когда колёсное судно считалось самым быстрым транспортом, мужчины носили костюмы и шляпы, а на палубе можно было встретить коров и кур. В век, когда пар, скорость, железо и технический прогресс были в новинку.

КУПЦЫ КАК ДВИГАТЕЛИ ПРОГРЕССА

Фото: Виталий Вашуткин
Фото: Виталий Вашуткин

История парохода замысловата, со своими знаковыми поворотами, как и вся история XX века. Началось все в Архангельске.

Северное пароходное общество «Котлас – Архангельск – Мурман», учрежденное в 1898 году архангельскими купцами, лесопромышленниками, банкирами для перевозки хлеба из Котласа в Архангельск, постоянно расширяло свое дело. Зерно шло не только в российские порты, но и поставлялось на экспорт. Котлас, как транзитная точка, где груз переваливался с железной дороги на водный транспорт, рос и процветал.

Наряду с транспортировкой грузов, причем, не только зерна, но и рыбы, лесоматериалов, угля, общество «Котлас – Архангельск – Мурман» занималось пассажирскими перевозками. Первые пароходы, или «суда с печкой», как тогда называли в народе «колесники», были несовершенны: часто ломались, места на них было мало.

В 1908 году Северное пароходное общество заказало на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серию более комфортабельных пароходов из трех единиц, аналогичных тем, что уже ходили по Волге. Каждый из них стоил по 140 тысяч рублей – немалые по тем временам деньги.

Головное судно «Михаил Криличевский» (после «Иван Каляев») построили в 1909 году, а в 1911 году вместе с «Генералом Кондратенко» (после «А. И. Желябов») появился и наш герой – «Н.В. Гоголь».

Интересно, что из-за того, что шлюзы Северо-Двинской системы не позволяли судам пройти водой из Нижнего Новгорода в Архангельск, пароходы пришлось разобрать на три части, а после собирать в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге. В 1911 году «Н.В. Гоголь» вышел в свою первую навигацию.

ИНТЕРЬЕРЫ ПО КЛАССАМ

Фото: Виталий Вашуткин
Фото: Виталий Вашуткин

Пароходы построили по тогдашнему последнему слову техники, оснастив паровыми машинами тройного расширения и двумя огнетрубными паровыми котлами, которые работали на дровах.

Машина могла развивать мощность до 500 лошадиных сил, обеспечивая среднюю скорость хода в спокойной воде 20 вёрст в час. Пассажировместимость также была достаточно велика – 695 человек.

Двухпалубная белоснежная надстройка придавала пароходу особую красоту и величественность. На борту имелись библиотека, полноценные ванны, хороший буфет с ассортиментом кушаний и напитков из более чем 150 наименований, большая прогулочная палуба в верхней части судна. Для вызова в каюту официанта и горничной пассажиры могли воспользоваться звонком. Но такие услуги были доступны только состоятельным пассажирам первого и второго класса.

Большинство же пассажиров третьего класса и так называемых «палубных» пассажиров, коротали время путешествия, сидя на дровах на нижней палубе, для них из всего спектра услуг были доступны лишь два медных бака с кипяченой водой. Их не пускали даже на прогулочную палубу.

Путь легенды

В качестве топлива пароход потреблял берёзовые дрова, расход которых составлял до 40 кубометров в сутки. По маршруту следования парохода, через каждые 200 километров, находились пристани с так называемыми дровоскладками, где можно было пополнить запасы дров. Расстояние от Вологды до Архангельска «Н. В. Гоголь» преодолевал за 82 часа, а вверх от Архангельска до Вологды за 115 часов, так что можно подсчитать «аппетит» парохода. Однако тогда потребление и энергоэффективность никого не волновали.

ОТ ВОЙНЫ К ВОЙНЕ

В 1918 году весь флот Северного пароходного общества, в том числе пассажирские суда, Советская власть национализировала. Практически сразу «Гоголя» перевели на военное положение. К Архангельску подходили интервенты, и пароход занялся эвакуацией жителей, архивов, имущества, а затем его приписали к VI армии, где он использовался как госпитальное судно.

Путь легенды

Осенью 1919 года пароход в разобранном виде перевезли по железной дороге в Петроград для ремонта, который продлился два года. После этого пароход вернулся на линию Архангельск – Вологда, где отработал до 1936 года.

Перед самой Великой Отечественной войной, осенью 1939 года, «Н. В. Гоголь» встал на капитальный ремонт, в ходе которого у него заменили корпус. Котлы и машину аккуратно перенесли в новый корпус, а старый использовали в качестве гостиницы в Котласе.

Все военные годы экипаж парохода достойно нёс трудовую вахту, а уже после 1945 года вернулся на линию Котлас – Архангельск, перевозя пассажиров и различные грузы.

В конце пятидесятых котлы «Гоголя» перевели на мазут, но пароходу уже тяжело было тягаться с современными скоростными судами. Старые пароходы-колесники уходили на покой.

ПАРОХОД ЗА МЕТАЛЛОЛОМ

Путь легенды

Участь превратиться в иголки грозила и «Н.В. Гоголю». Спасло северодвинское машиностроительное предприятие «Звёздочка», которое решило использовать пароход в качестве плавучего дома отдыха для своих работников.

В качестве компенсации за переданный пароход предприятие возместило Северному речному пароходству металлолом в количестве 100 тонн и 16 тысяч рублей за рояль, мебель и прочую обстановку.

Использовать пароход разрешалось лишь в качестве плавгостиницы. Для того, чтобы можно было перевозить пассажиров, «Гоголю» нужен был капитальный ремонт. И «Звёздочка» приняла решение о том, чтобы пароход ходил. Были модернизировали каюты, системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения, радиосвязи. С мая 1973 года началась эксплуатация парохода «Н. В. Гоголь» в качестве плавучей базы отдыха работников предприятия.

Даже в самое тяжелое время середины девяностых «Гоголь» ходил. Судно вновь модернизировали, поменяли интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортабельными и уютными.

ЧТО СЕЙЧАС

Сейчас на пароходе имеется 29 пассажирских кают, рассчитанных на 53 пассажира. Из них две каюты класса «люкс», две «полулюкс», четыре одноместных, 19 двухместных, одна трехместная и одна четырехместная. На судне созданы условия для полноценного досуга: здесь есть салон отдыха, танцевальный салон, кают-компания, бары, сауна.

Есть часть деталей, узлов и механизмов, которые остаются в неприкосновенности. Сохранена паровая машина парохода, та самая, которую изготовили и поставили на него в далеком 1911 году сормовские корабелы. Правда, теперь котлы топят качественным мазутом, и машина стала не такой прожорливой – 11 тонн мазута на один ходовой день.

«Гоголь» совершает по 60 рейсов за сезон, ежегодно принимая на борт по пять-шесть тысяч пассажиров. Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения, а в 2018 году пароходу вручили знак «Морское наследие России» – это шестое судно, которое имеет подобную награду в России.

Текст: Владислав Букин

Также по теме: