Граф фон Кролок, Воланд, мистер Хайд, Призрак оперы… Звезда мюзиклов Иван Ожогин – пожалуй, самый известный на российской сцене злодей. Злодейское амплуа совершенно не мешает Ожогину выступать в церковном хоре, петь казачьи песни или осваивать формат мюзикла в Instagram. Вот и сейчас Иван меняет привычный злодейский образ на романтический, готовясь исполнить роль Джарвиса Пендлтона в мюзикле «Дорогой мистер Смит».
Изначально проект был задуман и осуществлен замечательным режиссёром, моим другом Алексеем Франдетти в Instagram-формате. Сейчас готовится полноценная версия в театре «Приют комедианта», и я ожидаю от репетиционного процесса и от проката только всего самого лучшего. Материал замечательный, музыка удивительно хорошая, которая мне нравится.
Это непривычный для меня камерный формат. На сцене всего два актёра, и нам нужно рассказать целую историю. Я давно мечтал о таком формате, сейчас все сложилось.
Как Вы считаете, имеет ли право на существование мюзикл в Instagram?
Абсолютно. За короткий промежуток времени на аккаунт без всяких накруток подписались больше пяти тысяч человек. Люди следили за проектом и сопереживали вместе с героями. Должен сказать, что это первый мюзикл в виртуальном пространстве, в социальной сети. Есть какие-то проекты театральные, более драматические, более киношные в разных форматах, в Instagram в том числе. Но именно мюзикл в онлайн-формате был поставлен впервые в мире.
Непривычно видеть камеру телефона вместо сцены?
Сцена у нас была. Натуральные локации каждый подбирал у себя, хотя мы снимались каждый в своем городе. Мы даже не были знакомы с Юлией Дякиной, это добавило нашим экранным приключениям особой пикантности, поскольку мой герой, Джарвис Пендлтон, мистер Смит, также не был знаком с Джуди Эббот. Наше знакомство с Юлей произошло одновременно со встречей наших героев, когда мы снимали последнюю финальную сцену.
Иногда Вы работаете в неожиданных жанрах, например, в церковном или казачьем хоре. Что Вам даёт этот опыт?
Мне многое дало пение на службах. То, чему я научился в храме, в хоре, дает мне толчок, который я могу использовать в моём светском творчестве – в театре, на концертах. Основные отправные точки в музыке похожи.
Так же, как и в храме, я несколько лет ездил с хором Bolshoi Don Kosaken в большие туры по Европе – Австрии, Чехии, Венгрии, Бельгии. Ты уезжаешь туда, как на военные сборы. Там есть свои уставы, свои правила, свой быт и своё ощущение, немножко военное. Это своя культура, которая сохраняется с тех пор, как Сергей Жаров покинул в Гражданскую войну Россию и эмигрировал в Европу, создав там казачий хор.
Вы участвовали в немецкой постановке «Бала вампиров». Отличается ли, на Ваш взгляд, немецкая сцена от российской?
Отличия может быть не столь существенны, но они есть. Есть разница в подходах к производству театрального продукта. Есть разница в восприятии у зрителя. Европейский зритель, как мне показалось, более открыто выражает свои эмоции.
Мюзиклы в России набирают популярность. Появляются даже полностью отечественные проекты вроде «Мастера и Маргариты» или «Алых парусов». Как Вы относитесь к российским мюзиклам?
Российский мюзикл имеет право на существование. Это попытка сделать что-то своё, что-то оригинальное. У нас появляются режиссёры, которые научились работать в этом жанре. Сформирована когорта актёров, которые владеют и пластикой, и пением, и танцем, и актёрским мастерством в той мере, в которой это необходимо.
Но в Европе и Америке это более поставлено на поток. В той же Великобритании обучением актёров мюзикла занимаются уже не один десяток лет. Есть традиции, которые впитываются с молоком матери. А мы доходим до всего сами. Почти нет профессиональных педагогов, которые готовы преподавать и делиться опытом.
На мой взгляд, самый яркий представитель российского мюзикла – «Норд Ост». Его до сих пор никто не смог превзойти по качеству, по составляющим, которыми должен обладать спектакль в жанре мюзикла. Он был высокотехнологичным и глубоким продуктом, поставленным по бродвейским технологиям, с хорошей драматургией, музыкой, прекрасной труппой.
Вы спели главную партию в «Призраке Оперы». После такой роли непонятно, о чем еще мечтать. И тем не менее – о какой роли Вы мечтаете?
После «Призрака Оперы» действительно сложно мечтать о каких-то вершинах, поскольку это топ из того, что может исполнить актёр мюзикла. Но у меня остались мечты. Может быть это партия Жана Вальжана в «Отверженных» или партия в мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда», легендарном мюзикле Ллойда Вебера.
Несколько раз в рамках гастрольных туров Вам доводилось стоять на одной сцене с исполнителями Ваших ролей, например, графа фон Кролока, из других стран. Что Вы чувствовали в такие моменты?
Я воспринимаю это как новый опыт. Очень интересно находиться в одном образе с коллегами по сцене, за которыми ты следишь, которых уважаешь, у которых ты чему-то учился, что-то перенимал. Это и ответственно, и волнительно.
Большинство Ваших ролей – это отрицательные персонажи. Как вы играете, когда не можете согласиться с мировоззрением героя или его поступками?
Когда не готов согласиться со своим героем, лучше не выходить на сцену. Пока я не пойму всю мотивацию своего героя, я буду рефлексировать. Буду готовиться и думать об этом. Выходить на сцену можно, только поняв и оправдав все поступки, всю эмоциональную составляющую персонажа.
Насколько сыгранные роли меняют Вас самого?
Где-то внутри я остаюсь самим собой. Друзья, с которыми я не виделся 20-30 лет, говорят, что я совсем не изменился. Но, тем не менее, у меня прибавляется внутренняя и внешняя свобода. По крайней мере, хочу в это верить.
Сегодня Вы поёте в Петербурге, завтра в Москве. Сложно жить на два города с графиком, расписанным на несколько месяцев вперёд?
Мне это нравится. Я люблю смену мест, людей, событий, впечатлений. В Петербурге у меня один спектакль, в Москве другой проект, концерт. Неважно – Самара, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, какая-то другая страна (Австрия, Германия), для меня смена места работы – это лучший отдых. А так как работаю я в абсолютно разных жанрах, от классики до рока, то я часто переключаюсь между разными жанрами. Я в этом живу и этим наслаждаюсь.
Отдыхаете тоже путешествуя? О каких своих путешествиях Вы вспоминаете с особенной теплотой?
Я очень люблю природу. В большей степени мне вспоминается моя поездка по каньонам Соединенных Штатов Америки. Я люблю путешествовать по Европе. Обожаю горы. Вспоминаю горнолыжные поездки по Австрии, Италии, Германии – в Альпы или Красную Поляну. Владивосток, Дальний Восток, Японское море с его потрясающей удивительной природой. Северное море, Мурманск. Вспоминаю те времена, когда я ездил в Египет, нырял с аквалангом в Красном море. Впечатлений масса, и выбрать что-то одно невозможно.
Беседовал Антон Титов