Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Вместо теплиц и грядок – железнодорожные пути, стрелки и настоящий паровоз. Инженер Павел Чилин осуществил свою детскую мечту, построив своими руками железную дорогу прямо на дачном участке.

ПАРОВОЗИК ИЗ ШВЕНЧЕНЕЛЯЯ

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Маленький паровозик с крошечными вагончиками и машинистом, на ходу выпрыгивающим из кабины, чтобы перевести стрелку. Такой юный любитель железнодорожного транспорта запомнил узкоколейную железную дорогу в литовском Швенчёнеляе, где он отдыхал вместе с родителями. Мальчик вырос, окончил институт авиаприборостроения, поработал на военно-морском заводе и научился делать лучшие в стране органы, а детская мечта никуда не пропала.

Осуществить ее Павел смог много лет спустя, когда они с супругой переехали в небольшой поселок Ульяновка в Ленобласти. Сначала заболоченный дачный участок пришлось благоустраивать – подсыпать, укреплять и даже привозить деревья.

Чтобы избежать споров и долгих объяснений, взяться непосредственно за осуществление мечты Павел решился, отвезя жену в роддом. В итоге узкоколейка и сын Валентин стали ровесниками.

С дороги участок на краю Ульяновки ничем не отличается от сотен других. Правда, о железной дороге знают не только соседи, но даже показывающий рельсы навигатор. Рядом с садовым домиком – импровизированный перрон, на котором Павел с другом семьи Сергеем Тереховым растапливают дровами миниатюрный паровоз с открытым вагончиком. Паровоз уверенно пыхтит и обдает настоящим паром. Самое сложное – осознать, что несмотря на то, что дорога выглядит игрушечной, здесь все настоящее – просто меньше обычного.

Небольшие размеры паровоза обусловлены небольшим размером участка и соответствующим выбором ширины колеи. Если стандартный размер колеи военно-полевых и шахтных узкоколеек – это 600 миллиметров, то для садовых железных дорог стандарта не существует. В итоге Павел выбрал ширину в 300 миллиметров – это минимально возможная ширина, при которой дорога будет как настоящая.

НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

За годы существования железной дороги по ней успели поездить мотовоз, ручная дрезина, вагонетки, пассажирский и товарный вагоны и даже электрический трамвай. О паровозе Павел и не мечтал – до тех пор, пока не познакомился с Сергеем.

В отличие от Павла, Сергей – железнодорожник. Он профессионально занимается ремонтом и реставрацией паровозов. Он предложил Павлу построить паровоз. Поскольку паровозостроением в России с 1956 года никто не занимается, все пришлось делать самим. Друзья сварили из трубы паровой котел, смастерили колеса и кабину, взяв за основу паровозы начала XX века. Там, где это возможно, стараются использовать заводские детали, но они далеко не всегда подходят по качеству. В итоге на создание паровоза ушло несколько лет.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Растопленный паровоз шипит, фырчит, протяжно и надрывно свистит и медленно трогается с места, сдвигая вагон с маленькими пассажирами. Они в восторге щелкают затворами камер и кнопками смартфонов. Пассажиров на дороге Павла Чилина всегда много – это знакомые, знакомые знакомых, их дети, знакомые их детей, да и незнакомые тоже. «Какая железная дорога без пассажиров», – говорит Павел. И тут же оговаривается: «У меня дорога строилась не для того, чтобы зарабатывать на ней. Дорога – это моя мечта. А если мечту монетизировать — какая же это мечта?».

Одной вязанке дров паровозу хватает на три круга вокруг дачного домика Чилина. На маршруте он преодолевает несколько небольших мостов. Сам Павел бежит за паровозом, а иногда даже впереди него, управляя стрелками – их на дороге целых семь, и они не автоматические. Не знаю, чувствует ли он себя в такие моменты тем машинистом Швенчёнеляя или нет, но точно знаю, что выросший на железнодорожной стройке ее ровесник Валентин в свои 13 лет паровозом управлять уже умеет.

Текст: Антон Титов

Также по теме: