Как плыть по морю, но на самолете

Как плыть по морю, но на самолёте – задает риторический вопрос в одной из своих старых песен Лайма Вайкуле. Очевидно, что автор текста песни никогда не был на Мальдивах – иначе такой вопрос у него не возник бы.

ДОРОГА В ОБЛАКА

Как плыть по морю, но на самолете

Туристы готовы платить огромные деньги за уединение и отдых от цивилизации на Мальдивах. Оторванные от цивилизации отели-острова площадью менее гектара каждый разбросаны по всему архипелагу. Строить около каждого из них аэропорт или даже вертолетную площадку накладно. Решение проблемы было найдено на поверхности воды – гидропланы.

Как плыть по морю, но на самолете

Туризм на Мальдивах начал развиваться в начале девяностых, но тогда туристы на курорты добирались исключительно на вертолётах, причем советского производства. В 1989 году пилот Кит Чемберс организовал авиакомпанию Hummingbird Island Helicopters , которая перевозила туристов на вертолётах советского производства на островные курорты. Несколькими годами позже появилась авиакомпания-конкурент, которая предложила трансферы на гидросамолётах. Они оказались предпочтительнее вертолётов – и по скорости, и по комфорту, и по цене лётного часа. В результате к началу двухтысячных все авиаперевозки на Мальдивах выполнялись на гидросамолётах. Со временем авиакомпании объединились, и сейчас у авиаперевозчика Trans Maldivian крупнейший в мире флот гидросамолётов. В штате компании более 200 пилотов, за год она выполняет более ста тысяч рейсов.

ГИДРОПЛАН ВНЕ РАСПИСАНИЯ

Как плыть по морю, но на самолете

Аэропорт Мале не похож ни на один из аэропортов мира. Вместо назойливых таксистов здесь лодочный причал (таксисты, впрочем, тоже появились – сразу после строительства моста, соединившего аэропорт с Большим Мале). Представители вездесущих туроператоров ведут туристов не к автобусам, а к стойкам регистрации на рейсы гидропланов. Сдав багаж и получив посадочный талон без номера рейса и времени вылета, туристы отправляются в гидроаэропорт.

Если вы захотите найти расписание гидропланов заранее, вас постигнет разочарование. В интернете его не найти. Более того, время отправления того или иного рейса вряд ли сможет предсказать даже сотрудник авиакомпании – самолёты отправляются по заполнению. Отели договорились, что максимальное время ожидания пассажиров в терминале составит два часа. В течение двух часов сотрудники авиакомпании, как заправские маршруточники, собирают пассажиров. Если за это время рейс не наберется, он полетит с дополнительной посадкой, доставив часть пассажиров в соседний резорт.

Как плыть по морю, но на самолете

То, в каких условиях вы будете ждать пассажиров других рейсов, зависит от вашего отеля. У отелей поприличнее есть собственные лаунжи – прямо в терминале гидросамолётов. Для клиентов других отелей – зал ожидания в тропическом стиле: без кондиционера, но с бесплатным бутербродом в качестве утешения. Развлечь себя можно наблюдением за жизнью гидроаэропорта – никаких ограничений здесь нет, можно гулять рядом с необычными самолётами и фотографировать их, пока не надоест.

Основу флота Trans Maldivian составляют канадские Твин Оттеры DHC-6. Небольшие неприхотливые самолёты летают по всему свету – от Северного Полюса до Антарктиды. В северных широтах их ставят на лыжи, в классических аэропортах они летают на шасси, в Канаде и на Мальдивах востребованы версии на поплавках.

БОСОНОГИЕ ПИЛОТЫ

Как плыть по морю, но на самолете

Когда рейс набирается, представитель авиакомпании приглашает пассажиров на посадку. Несмотря на то, что и аэропорт, и самолёты производят впечатление игрушечных, здесь все серьезно – у гейта пасажиров будет ждать обязательный инструктаж по технике безопасности. К самолету идем парами в сопровождении агента посадки по длинному узкому причалу. Мало кто может отказать себе в удовольствии сделать селфи на фоне ярких самолетов Trans Maldivian.

Экипажи гидросамолётов выделяет их необычная летная форма – строгая рубашка с обязательными погонами напоминает о серьезности мероприятия, а шорты и обязательные шлепки – о том, что мы на Мальдивах. Как правило, поднявшись на борт, лётчики сбрасывают шлепки, управляя самолётом босиком. Они даже называют друг друга в шутку босоногими пилотами. Несмотря на то, что Мальдивы – мусульманская страна, встречаются среди лётчиков и представительницы прекрасного пола.

На борту тесновато, жарковато, но никто не жалуется – впереди долгожданный отдых. Вместо стюардессы – второй пилот, проводящий инструктаж безопасности. Вместо бортового питания и туалета – шикарные виды за окном и открытая дверь в кабину пилотов – при желании можно не только наблюдать за работой экипажа, но и похлопать кого-нибудь из них по плечу.

ГРОМ В РАЮ

Как плыть по морю, но на самолете

Самолётик «отдает швартовы», и мы плывем в сторону импровизированной взлетно-посадочной полосы. Ревут двигатели, самолётик быстро разгоняется и отрывается от воды. Ощущения ровно те же, что и в случае с обычным самолётом, правда, кажется, что взлетаем гораздо быстрее, чем при взлёте с земли.

Полёт на гидроплане тоже ничем не отличается от полёта на обычном самолёте. Небольшой самолётик летит медленно и достаточно низко – самое то, чтобы рассмотреть прекрасные пейзажи мальдивских атоллов. Большинство встречающихся по дороге островов – это отели или частные виллы, впрочем, иногда попадаются жилые острова-деревеньки, на которых живут обычные люди.

Время в пути летит незаметно, и вот самолёт снижается, давая туристам возможность полюбоваться своим отелем с высоты птичьего полёта. Вместо полосы перед самолётом – гладь океана. Пилоты говорят, что в отличие от туристов недолюбливают идеальную безоблачную и безветренную погоду. В такие моменты водная поверхность превращается в огромное зеркало, и очень сложно понять, где кончается небо и начинается море.

Шумные двигатели Твин Оттера ревут, нарушая покой затерянного в океане острова, самолёт делает большой «плюх» и, снижая скорость, замирает. Мы рулим к площадке где-то посреди моря, прилетевшие пассажиры пересаживаются из Твин Оттера в дхони – традиционную лодку, чтобы преодолеть последние несколько сотен метров до курорта, а лётчики буквально за пять минут выгружают багаж, помогают подняться на борт прибывшим на дхони улетающим пассажирам – и энергично рулят на взлёт. Сегодня их ждет еще несколько рейсов в мальдивский рай.

Текст: Антон Титов

Также по теме: