29 декабря исполняется 245 лет со дня рождения выдающегося архитектора, одного из создателей классического облика Санкт-Петербурга Карла Ивановича Росси.
Росси, ученик зодчего Винченцо Бренны, получил звание архитектора в 1806 году и поначалу служил в Экспедиции кремлёвского строения. Его одарённость, безупречное чувство стиля и усердие были замечены, тогда Росси направили во вновь сформированный Комитет строений и гидравлических работ под председательством военного инженера Августина де Бетанкура. В задачу ведомства входила «исключительно художественная сторона города… дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и вместе строгий вид». Именно здесь, «…в этом „комитете красоты“ и „главном штабе архитектурной дисциплины“ созрел гений России», – пишет Игорь Грабарь в своей “Истории русского искусства”.
При строительстве Михайловского дворца Росси впервые не реконструировал чьё-то здание, не перекраивал чужой проект – для него было делом чести утвердить свой стиль. Масштабное строительство в самом центре Петербурга велось шесть лет; для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки архитектор проложил ещё одну улицу, Инженерную. В саду дворца Росси выстроил павильон с фасадом на Мойку. Его торопили с завершением постройки – но Росси не склонен был поступаться профессиональными принципами и писал в ответ гневные письма, например – заступался за живописцев, которым поручалось в заведомо нереальные сроки расписать потолки во всех залах дворца.
Именно Росси император поручает и постройку здания Главного штаба на Дворцовой площади. Задача была не из лёгких – доминантой площади должен был оставаться Зимний дворец, шедевр Растрелли. И тогда, как написано в «Истории русского искусства», Росси «взял самое простое решение – правильное полукружие для площади с прорезанной в центре монументальной аркой для проезда на Морскую улицу. Здесь, в решении этой арки, России показал себя тем гением архитектуры, которому нужно строить не дома, а улицы и города».
Наконец-то приходит время, когда ему не приходится кому-либо подчиняться: «Теперь его слушают. Он законодательствует». И когда Карлу Росси поручают в 1828 году возведение здания Александринского театра, он одновременно реализует грандиозный проект застройки Театральной улицы (ныне Зодчего Росси) и Чернышёвой площади (площадь Ломоносова). «Здесь талант Росси развёртывается во всю свою широту. Здесь он показал себя настоящим гением и, наконец, создал произведение, достойное великих римлян, с которыми сравниться он так мечтал. Действительно, нельзя не вспомнить времён цезарей, глядя на безумную роскошь архитектуры в его Театральной улице с Александринским театром в глубине», – подводит итог достижений зодчего Игорь Грабарь.
Почти одновременно с созданием Александринского театра немолодой уже Росси берётся за проект зданий Сената и Синода. Это опять почти целый квартал с колоссальной аркой, открывающей проезд на Галерную улицу.
По окончании строительства достигший успеха, но совершенно больной и преждевременно состарившийся Росси попросился в отставку. С тех пор до самой кончины в апреле 1849 зодчий уже ничего не строил.