Открытый лекторий «Культура 2.0» на X Международным культурном форуме в Ульяновске стал площадкой для разговора о новейших технологиях в культуре. Дискуссии и паблик-токи можно было условно разделить на три тематических блока: музеи, научные коммуникации, мультипликация. Красной нитью через все мероприятия прошла идея будущего культуры и пути развития культурных институций.
Новейшую профессию научных коммуникаторов обсудили Юлия Купина, директор Российского этнографического музея, Екатерина Логинова, аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО, Денис Прудник, старший научный сотрудник Музея космонавтики, Лидия Гуменюк, специалист по научной коммуникации Агентства культурных проектов N.A.D.O. Вопрос интерактивного общения со своей аудиторией для музеев стал особенно актуальным в период самоизоляции, когда проводить экскурсии было невозможно, а на интернет-ресурсах музеев не все было понятно и доступно обычному посетителю. Спикеры Открытого лектория пришли к единому мнению, что коммуникатор нужен не только для того, чтобы объяснять научные открытия широкой аудитории, но и чтобы формировать вокруг культурного учреждения крепкое сообщество увлекающихся людей.
Юлия Купина отметила, что научные коммуникаторы помогут привести в музей молодую аудиторию: «Я бы очень хотела сделать экскурсию для подростков, которая бы называлась «Что я здесь забыл?». Мы говорим с ними о культуре русских или ритуалах эвенков, но забываем сказать о самом музее, о том, как он устроен, и как его смотреть. Все это открывает суть научной институции, ее анатомии, ее функционирования, дает ключи к пониманию, как устроена наука».
«Для людей образ ученого в очках с большими линзами в принципе нормален – они так и думают. Современная наука уже не такая – она рок-н-ролльная, это молодые люди с татуировками, девушки, занимающиеся астрофизикой. Процесс не стоит на месте, и все это нужно популяризировать. Мы делаем это в рамках экскурсий, научпоп-фестивалей, космических фестивалей. Экспозиция в этом случае является дополняющим материалом», – прокомментировал Денис Прудник.
Иммерсивные выставки и музеи интерактивного формата стали следующей важной темой для дискуссии Открытого лектория, в которой приняли участие Александр Быченко директор Музея-квартиры Altes Haus, Анна Буали, куратор отдела кино- и медиаискусства Пушкинского музея, Тимур Москаленко, художник-сценограф. На площадке возник настоящий спор о целесообразности использования сложных технологий в музеях.
«Самое главное в музее – это экспонат. Человечество создало всего три вещи, чтобы хранить память – это музеи, библиотеки и архивы. В музеи люди ходят за правдой», – считает Александр Быченко. – Технологии ради технологий имеют право на жизнь, но, мне кажется, мы слишком сильно увлекаемся этими вещами. Иногда их стоимость превышает стоимость подлинных предметов в музее. С моей точки зрения, они подменяют собой смысл музейной работы».
Анна Буали, напротив, выступает за обновление музеев: «Если мы говорим об иммерсивности как технологии, то, чтобы погрузить человека в среду, нужно, чтобы среда была больше него. Соответственно, это увеличение масштабов, увеличение мощностей… Зрителю скучно и тяжело смотреть старые экспозиции. Их нужно обновлять и делать более user-friendly, более приглашающими, более соответствующими современности».
Художник, автор технологичных выставок Тимур Москаленко предостерегает от бездумного использования технологий только ради внешних эффектов: «Технологии дешевеют с каждым годом, становятся проще в эксплуатации. Маленький проектор, который убран в ножку стола и дает луч с изображением на стену, вызывает у человека удивление просто потому, что он не понимает, откуда идет этот луч. Но нельзя рекомендовать технологию, не понимая, чего нужно добиться, потому что в основе все равно всегда лежит некая идея, сценарная разработка».
В дискуссии о современной мультипликации художники Андрей Бахурин, Сергей Моисеев и Леонид Шмельков вспомнили свой путь в анимации и рассказали об этапах мультипликации: от ручных техник до компьютерной графики.
«Мультипликация – настолько непредсказуемая вещь. Можно сделать что-то безумно дорогое, красивое, и никому будет не интересно. А бывает, используют странную технику, и она «стреляет», – Сергей Моисеев приводит пример популярных сериалов. – Вспомним «Рика и Морти», South Park вообще вырезан из бумаги, снят практически на коленке».
Но, как знают все художники вне зависимости от вида искусства, в котором творят, технологии все же не цель, а средство. Андрей Бахурин подытожил: «Искренность в искусстве не зависит от технологий, она либо есть, либо нет. Анимация для меня, прежде всего искусство. Технологии – это только инструмент, но, безусловно, они облегчают работу. Например, революция случилась в начале 2000-х, когда появилась программа Macromedia Flash и интернет. С этого момента возможность попробовать себя в анимации и донести свой труд до зрителя открылась для многих людей, в том числе для меня».
Отдельное направление Открытого лектория – проект «Культура 2.0 Zoom»: паблик-токи о профессиях в культуре предназначены для подростков, которые еще только выбирают свой профессиональный путь.
Куратор современных выставочных проектов Третьяковской галереи Иван Антонов рассказал о неочевидных сторонах своей профессии: «Роль куратора постоянно обновляется. Сегодня, когда мы делаем такие экспериментальные, непростые, не самые понятные широкому зрителю проекты, их надо правильно подавать, объяснять, создавать правильную кураторскую мысль. Куратор обязан не только хорошо знать тему, он должен быть катализатором всех художественных процессов – от организационных до смысловых, влиять на них».
Режиссер и художник мультипликации Леонид Шмельков дал практический совет, как начать снимать мультфильмы с нуля: «Удовольствие – в процессе. Выберите удобную программу и попробуйте создать свой первый фильм, даже если совсем короткий. Только так можно почувствовать, нравится вам это или нет… Насчет программ: есть Adobe Animate – для меня самая простая и удобная, есть Adobe After Effects, TVPaint – имитирует процесс рисования на бумаге, а если вы хотите сделать мультик из фотографий – выбирайте Dragonframe».
Открытый лекторий «Культура 2.0» продолжит диалог о технологиях в культуре 12-14 ноября 2020 года на IX Санкт-Петербургском международном культурным форуме.