Грузоперевозки: Рынок ожил и укрепляется

В середине августа авиакомпания S7 Airlines сообщила о подписании договора на поставку двух самолетов Boeing 737-800BCF в грузовой компоновке с лизинговой компанией GECAS. Планируется, что они станут первыми воздушными судами компании, полностью ориентированными на перевозку грузов по среднемагистральным маршрутам. Осуществлять коммерческое управление грузовыми перевозками будет S7 Cargo.

Фото: Pixabay.com

Илья Ярославцев, генеральный директор S7 Cargo, рассказал: «Поставка грузовых воздушных судов – важный этап в развитии сегмента грузовых перевозок S7 Airlines. Дополнительные емкости будут задействованы на направлениях с высоким спросом и ограниченными возможностями багажно-грузовых отсеков пассажирских самолетов. Широкая география полетов S7 Airlines, сотрудничество с ведущими логистическими компаниями и развитая агентская сеть позволяют нам перевозить различные категории груза и почту в короткие сроки и обеспечивать эффективную загрузку воздушных судов. По нашей оценке, новые воздушные суда позволят увеличить объем перевозимых груза и почты на 30%». Видя оптимистичный настрой авиакомпании и очевидно оживающий рынок авиаперевозок, мы решили выяснить у экспертов, какова ситуация в отрасли и чего можно ожидать в ближайшем будущем.

Антон Сейчасов, руководитель отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA:

– Рынок перевозок постепенно восстанавливается. Средняя стоимость фрахта говорит о том, что критическая точка, сопровождавшаяся бурным ростом спроса на логистику средств индивидуальной защиты и нехваткой грузовых мест, пройдена. Запросов на доставку СИЗов стало заметно меньше, а доступных грузовых емкостей – больше. На некоторых рынках, в первую очередь на внутрироссийском, показатели спроса и предложения грузовых емкостей вернулись на прежний, докризисный уровень. Постепенно начали возвращаться международные направления, недоступные ранее из-за закрытых границ. После закрытия границ и прекращения пассажирских рейсов стало невозможно применять способ неполной загрузки, однако и такой формат отправок начал восстанавливаться на ряде направлений.

Наталия Шувалова, руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «Даксер»:

– Авиаперевозки возобновились практически по всем направлениям, на которых компания выполняла отправления до пандемии. Впрочем, это не поспособствовало снижению ставок на авиафрахт, они примерно равны обычным показателям октября-ноября. Более того, к концу 2020 года мы ожидаем очередное повышение тарифов. К уже существующему недостатку грузовых мест добавится стремление пассажирских авиакомпаний вернуть недополученную из-за ограничений прибыль.

Объем авиаперевозок компании «Даксер» в этом году, несмотря на всеобщее снижение показателей, вырос на 5%. Причина в разнообразии нашего клиентского портфеля. Некоторые наши партнеры смогли оперативно наладить производство средств индивидуальной защиты, в результате их показатели возросли. У заказчиков, которые этого сделать не смогли, поставки приостановились.

Большинство наших клиентов смогли возобновить деятельность, однако показатели их импорта разнятся, присутствует как рост, так и снижение. От того, как наши партнеры справились с вызовами вынужденных ограничений, зависит и наша деятельность.

Ситуация на рынке авиаперевозок по-прежнему непростая: сроки доставки в сравнении с докризисными значениями все еще большие. Поэтому сейчас перевозчики ожидают открытия границ и полного снятия ограничений на полеты.

Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic:

– Несмотря на множество прогнозов, операционная деятельность пассажирского авиасообщения все еще не восстановлена после возникновения пандемии коронавируса и введенных для борьбы с ней мер. Многие направления закрыты до сих пор, другие – закрываются повторно для минимизации последствий от «второй волны» Covid-19, а те, что уже осуществляют полеты в минимальном объеме, пока не имеют разрешений принимать коммерческие грузы на борт.

Получается, что основная нагрузка приходится именно на грузовые авиакомпании,

которые, в свою очередь, вынуждены адаптироваться к изменению спроса на рынке, и в то же время обеспечивать безубыточный уровень заполняемости воздушных судов за счет сокращения количества рейсов на менее популярных маршрутах. Важно отметить, что спрос при этом остается довольно высоким, так как для определенных групп товаров с высокой себестоимостью и ограниченным сроком хранения релевантной альтернативы в виде транспортировки другими видами транспорта нет. Таким образом, под влиянием факторов текущего периода – экономического спада, сохранения спроса, а также ограниченного предложения – цены на рынке остаются довольно высокими.

Поскольку одним из самых неприятных последствий для клиентов, ориентированных на перевозки авиатранспортом, стало увеличение цены услуги, и, как следствие, невозможность дальнейшего поддержания конкурентного уровня стоимости своей продукции, нами были предложены альтернативные методы транспортировки – мультимодальные. Например, доставка небольших партий грузов сервисом прямых сборных ж/д-контейнеров из Азии, а также экспресс-доставка автотранспортом из европейских стран в РФ. Такое перераспределение позволило снизить транспортные затраты при одновременном увеличении объема грузовых партий. Поскольку на данный момент возможности пассажирских авиакомпаний все еще сильно ограничены, самым удачным решением является комбинирование различных опций и видов транспорта в зависимости от направления, товарной группы и уровня срочности.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на рынке грузовых авиаперевозок, возможность использования малой авиации будет на руку всем участникам рынка. Более того, это стало бы идеальным решением для отправок на небольшие дистанции малогабаритных грузов: небольших партий лекарств, запчастей для техобслуживания промышленных предприятий и медицинских учреждений. Стоимость данных перевозок прогнозировать сложно, однако очевидно, что по сравнению с грузовыми авиалиниями, которые предлагают действительно высокие цены для транспортировки грузов с минимальным весом (так как изначально ориентированы на партии крупногабаритного груза), затраты будут значительно ниже. Таким образом, данный вариант стал бы довольно востребованным у многих клиентов с соответствующим типом продукции.

Материал подготовлен совместно с пресс-службами компаний.

Также по теме: