Водный туризм – один из самых демократичных и экономных видов активного отдыха. Если горные походы требуют серьезной подготовки и качества снаряжения, то сплавы по рекам и озерам намного проще, а главное – дешевле. При соблюдении элементарных требований по безопасности в таких походах может участвовать вся семья. А разнообразие инвентаря позволит подобрать нужное оборудование под вашу подготовку и цели.
Текст: Владислав Букин
Байдарка против каяка
Самыми популярными в списке инвентаря для водного туризма остаются байдарки и каяки. Конструктивно они похожи друг на друга. И те, и другие имеют узкую длинную форму корпуса, острые нос и корму, и даже производятся из одних и тех же материалов. Однако в эксплуатации это совершенно разные плавсредства.
Первым байдаркам уже несколько тысяч лет. Придумали их алеуты, небольшой народ, который жил на островах, расположенных на севере Тихого океана. Вся их жизнь была связана с морем: там они добывали пищу, материалы для одежды и предметов обихода. На этих же лодках перевозили людей и грузы между островами.
Первые байдарки представляли собой каркас из костей, обтянутый шкурой животных. Служили они недолго и требовали внимательного ухода. В процессе эволюции форма байдарки практически не изменилась, зато появились более практичные и прочные материалы. Сейчас на рынке есть масса различных конструкций: от одноместных до четырехместных вариантов, оснащенные грузовыми или герметичными отсеками, заточенные под участие в соревнованиях или адаптированные для новичков.
Классифицировать всю массу байдарок можно по нескольким основным признакам. Прежде всего по способу посадки. Бывают лодки, в которых гребцы располагаются внутри деки. Это позволяет максимально защитить седоков от попадания воды, таким образом можно ходить в том числе и в холодное время года. Бывают байдарки с так называемой посадкой «сит он топ» – на верхней части корпуса. Такие лодки дешевле закрытых конкурентов, но годятся только для эксплуатации в условиях теплой погоды.
Новичкам подойдут каркасные байдарки. Они быстро разбираются и собираются, в сложенном состоянии занимают мало места, но из-за того, что центральная часть каркаса от больших нагрузок может смещаться, такие байдарки не рекомендуется использовать для сплава по бурным рекам или слишком сильно нагружать. Также хороший вариант для новичка – надувные байдарки, которые менее требовательны в эксплуатации и могут выдерживать большие нагрузки. Однако они тихоходны, более габаритные и хуже управляются. Баллоны на таких байдарках очень прочные, если специально не стремиться их пробить.
Каяки в отличие от байдарок изящнее. Из-за этого они менее скоростные, но более верткие. История появления каяков не менее древняя. Только изобрели их эскимосы, другой северный народ, который использовал эти маленькие лодочки для охоты или рыбалки. Самые первые каяки были рассчитаны на одного гребца, каркас собирался из костей морских млекопитающих, который обтягивался шкурами этих же животных.
Современные каяки бывают не только одноместные, на рынке есть и двухместные, и даже трехместные модели с откидным сиденьем для ребенка. За счет габаритов и маневренности каяков на них удобно забираться в глухие места водоемов, ходить по сильно заросшим водоемам. Как и в случае с байдарками, каяки бывают монолитными, каркасными и надувными. Подбираются они по тому же принципу, что и байдарки.
Для охоты и рыбалки в одиночку подойдет надувной каяк (есть даже модели с держателями для удочек, подстаканниками и отдельным местом для собаки). Для походов с семьей лучше отдать предпочтение большой модели; если предполагается транспортировать лодку самолетом или поездом, стоит присмотреться к каркасным моделям. На автомобиле можно возить и надувные каяки.
Кстати, если предполагается хождение по морям, стоит выбирать каяк или байдарку с немного приподнятыми, слегка закругленными оконечностями и выдвижным или съемным скегом. Это позволит держать курс на волнении и при встречном ветре (но ходить в таких условиях можно только подготовленным туристам). В остальном многообразии моделей вам наверняка помогут разобраться в спортивном магазине.
Крутим педали
Мы живем в эпоху появления массы новых видов транспорта. Новые технологии позволяют изобретать велосипед даже на пустом месте. Не обошла эта тенденция и мир туристических плавсредств. С недавних пор стали появляться гибриды велосипеда и каяка. Классифицируются педальные каяки по знакомому нам принципу: на монолитные, каркасные и надувные. Аналогично делятся и по принципу посадки.
Велопривод на каяках особенно оценят рыбаки – он позволяет освободить руки для операций с удочками, или новички, которым не дается наука обращения с веслами. Сам привод работает бесшумно, рыба вас точно не заметит!
Из-за того, что крутящий момент от педалей передается на плавники под днищем, сама лодка становится более верткой и чувствительной. К тому же педали разгоняют лодку быстрее, нежели весла. Без особого труда педальный привод может ускорить лодку с седоком и грузом до десяти километров в час и выше. При этом вес самой лодки в двухместных моделях может достигать до полусотни килограммов.
Под парусами
Если в отдыхе на воде хочется почувствовать себя настоящим моряком-первопроходцем, стоит присмотреться к миру парусов. И самый простой и безопасный вариант для того, чтобы попробовать его на вкус (а подойдет он не всем), – это надувные парусные катамараны. Пока этот вид водного туристического транспорта не столь популярен в России, как, например, у наших скандинавских соседей, но у него большой потенциал. Во-первых, по цене даже самый навороченный надувной катамаран будет намного дешевле простой пластиковой парусной яхты. Во-вторых, степени сложности не такая высокая, парусов здесь не так много, что позволяет быстро разобраться во всех премудростях работы с такелажем. Однако это очень серьезное плавсредство с большими возможностями, некоторые путешественники ходят на них даже в кругосветные плавания.
Конструктивно надувной катамаран представляет из себя два надувных поплавка, соединенных между собой сеткой, которая заменяет палубу, так называемый батут. Габариты такого судна могут варьироваться, но в среднем походные катамараны могут весить от 30 до 100 килограммов и иметь паруса внушительных размеров. При желании можно установить и мотор мощностью до 4 л. с., чтобы избежать лишних оформлений документов в ГИМС. Средний надувной катамаран для непродолжительных семейных походов с грузоподъемностью в 3000 килограммов помещается в багажник обычного седана. Для сборки такого судна не нужен специальный инструмент, все можно сделать вдвоем с набором ключей и лодочным насосом.
Катамараны славятся устойчивостью на воде, перевернуть его достаточно сложно – нужно, чтобы совместились и ошибки в управлении, и непростые условия плавания. Однако все пассажиры в любом случае должны иметь спасательные жилеты. Еще одно правило: пассажиров должно быть минимум двое, чтобы в случае чего один мог оказать помощь другому или взять управление парусным средством в свои руки.
Вместо заключения
Конечно, плавсредств для водного туризма значительно больше: от плотов различной конструкции до специализированных каноэ и туристических лодок. Мы здесь коснулись только самых вершин этого интересного мира. Чтобы понять какой именно вам нужен инвентарь, советуем прежде взять его напрокат, покататься с инструктором и оценить все сложности эксплуатации. Профильных сервисов на популярных водоемах сейчас предостаточно.
А все прелести отдыха на воде, наверняка, оцените на любом плавсредстве. Не зря герои бессмертной книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» для восстановления физических сил, здоровья и поднятия настроения организовали именно водный поход. Так что «только солнце, только воздух и вода». До встречи на водных просторах страны!