С днем рождения, Швейцария!

В первый день августа Швейцария отметила день рождения – День основания Швейцарской Конфедерации. По понятным причинам в этом году празднования не получились широкими и яркими, но мы решили поздравить эту удивительную страну серией материалов о ее культуре и традициях.

Как все было

Итак, по официальной версии основы государства были заложены на живописном лугу Рютли в центральной части страны, недалеко от Люцернского озера. Здесь во время тайной встречи представителей Ури, Швица и Унтервальдена в августе 1291 года был подписан документ, который начинается словами «Во имя Бога…» В нем стороны определили порядок судебных разбирательств, денежных расчетов и обороны от врагов. Так родился Союз трех кантонов, которых с годами стало 26. Швейцарцы всегда очень бережно относились к своим обычаям и традициям, поэтому гостям страны открывается необычайно богатый культурный мир со множеством тонкостей и особенностей.

Музыка

Неважно, принято танцевать в этом месте или нет, – там, где играет швейцарский фольклор, танцуют все! Музыкальные инструменты, которые можно наиболее часто услышать в Швейцарии: аккордеон, скрипка, басовая скрипка, кларнет, а также цимбалы. Как и в других фольклорах, альпийская народная музыка развивалась передачей мелодий от поколения поколению, без фиксирования нот на бумаге. Самая старая из известных композиций Kuhreihen датируется 1545 годом и происходит из Аппенцелля. Альпхорн, пожалуй, самый швейцарский музыкальный инструмент, изначально служил сигнальным приспособлением для пастухов, а множество йодлей появились уже в XIX веке. В общем и целом, любительское исполнению фольклорной музыки широко развито в стране, и практически в каждой деревне есть свой хор или ансамбль.

Альпхорн – звучание природы

С течением времени альпхорн как инструмент, используемый швейцарскими пастухами в своем ремесле, полностью исчез. Однако благодаря романтизму XIX века и возрождению фольклора, а затем и туризма, альпийский рожок не только пережил второе рождение, но даже стал национальным символом страны. Подобно диджериду, индейской бамбуковой или деревянной трубе и африканскому рогу, альпхорн представляет собой один из самых оригинальных деревянных духовых инструментов на земле. Впервые альпийский рог был задокументирован в середине XVI века ученым-натуралистом Конрадом Геснером.

В течение долгого времени альпхорн был специальным инструментом коммуникации пастухов. Его использовали, чтобы созывать коров с пастбища и приводить их в хлев для дойки. На гравюре 1754 года можно увидеть сюжет, в котором пастух использует свой рог, чтобы мотивировать коров на последний рывок для преодоления крутого склона на их долгом пути вверх к вершинам Альп. На картине из художественного стекла из Долины Эмменталь 1595 года видно, как раздувают альпхорн, чтобы, вероятно, утихомирить коров на время дойки. Вечерний ритуал раздувания альпийского рога – одна из традиционных тем швейцарского искусства. Извлекаемый в результате этого процесса звук исполнял роль вечерней молитвы и часто использовался во время церемоний в реформистских кантонах страны, в то время как в немецкоязычных католических кантонах центральной Швейцарии предпочтение отдавалось призыву колокола. Однако, самой главной функцией альпхорна была коммуникация с пастухами соседних альпийских деревень, а также с жителями нижерасположенных долин.

После 1800 года, когда производство сыра в короткий срок переместилось из Альп в многочисленные молочные фермы в долинах, альпхорн стал использоваться все реже и реже. После того, как звуки альпийского рога практически перестали быть слышны на традиционных фестивалях к концу 1820-х годов, Никлаус фон Мюллен, тогдашний градоначальник Берна, начал активно восстанавливать альпхорны и распространять их среди талантливых исполнителей в Гриндельвальде. И хотя рожок потерял свою прежнюю функцию средства коммуникации в горах, теперь он стал завоевывать сердца слушателей в качестве музыкального инструмента и постепенно стал туристической достопримечательностью, а затем и национальным символом Швейцарии.

Музыкальный диапазон, в котором можно играть на альпхорне, зависит от его длины. В Швейцарии обычно используется альпхорн 3,5 метров длиной с диапазоном фа-диез – соль-бемоль. Несмотря на простого строение, альпхорн – весьма сложный инструмент для игры: все прочие духовые музыкальные инструменты на протяжении времени претерпели серьезные трансформации в сторону удобства исполнения музыки, в то время как альпийский рожок сохранил свою первоначальную форму. Обычно музыканты применяют инструменты, созданные из дерева, в качестве духовых, поскольку тональность извлекаемых звуков соответствует одним и тем же техникам выдувания. Однако только не похожий ни на что звук альпхорна сочетает в себе богатство звука медного духового инструмента с мягкостью звука деревянного духового.

Хотя на протяжении XVI-XX веков и происходили некоторые изменения в использовании альпхорнов и способе игры на них, сама форма инструмента фундаментальных трансформаций не претерпела. Как и прежде, альпхорн – это длинная коническая труба, изогнутая на конце как коровий рог. Вплоть до 1930-х годов альпхорн производился из молодых пород ветвистых сосен, растущих над обрывами вдоль гор. Поскольку эта разновидность альпийских деревьев растет очень медленно, образующиеся в процессе кольца роста дерева расположены очень близко друг к другу. Стволы деревьев срезаются, в них делаются углубления, затем они возвращаются в исходное положение. В наши дни мастера альпхорнов используют также другие сорта деревьев, такие как древесина ясеня или заморские экзотические сорта. Некоторые виды рожков также делаются из карбона.

Сам процесс создания инструмента также изменился со временем: сейчас зачастую отдельные важнейшие части альпхорна собираются по отдельности, соединяются и лишь затем под рукой мастера принимают взаимосвязанную нужную форму. Оба метода создания альпхорна – выдалбливание углублений в едином стволе или собирание инструмента по частям – требуют примерно одинаковой по времени кропотливой ручной работы. Свыше 70 часов требуется для выдалбливания в стволе будущего альпхорна полости, края которой должны достигать 4-7 миллиметров в ширину. Выдолбленные части ствола затем скрепляются древесными кольцами, а небольшой деревянный каркас стабилизирует устойчивость инструмента. Затем альпхорн заворачивают в переплетенные ветви ротанга. Для придания инструменту окончательной формы используют льняные натяжные пластинки, металлические кольца, костяные или деревянные пластинки из древесной коры вишни или березы. На протяжении последнего столетия при изготовлении инструмента стали создавать специальный мундштук, призванный улучшить контроль над процессом выдувания воздуха и придания звуку нужной тональности.

Ассоциацию йодлеров Швейцарии, членом которой является в настоящее время каждый играющий на альпхорне, насчитывает 1800 активных участников в самой Швейцарии и по всему миру. Альпхорн постоянно задействуется во время Швейцарского фестиваля йодлинга, во время парадов, устраиваемых Швейцарской ассоциацией традиционного костюма, а также во время ежегодного международного фестиваля альпхорна в Нанде. Кроме того, альпийский рожок нашел свое применение в классической музыке, джазе и различных формах экспериментальной современной музыки.