В Петербурге открылась фотовыставка агентства Magnum

Петербургский Манеж представляет выставочный проект «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», созданный в сотрудничестве с агентством Magnum Photos совместно с куратором и историком фотографии Ниной Гомиашвили.


Занятия гимнастикой для отдыхающих в санатории в Сочи. СССР, 1963. Берт Глинн/Magnum Photos

Выставка показывает портрет СССР/России с 1947 по 2020 годы в работах легендарных документальных фотографов: Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Евы Арнольд, Томаса Дворжака и других. В Манеже можно увидеть 265 работ от 39 фотографов, часть из которых будет показана публике впервые. Несмотря на то, что агентство обычно предлагает музеям и культурным институциям уже собранные гастролирующие выставки, Манеж выступил с инициативой собрать абсолютно новый культурологический проект из архивов Magnum Photos и Фонда Анри Картье-Брессона, посвященный России.


Петропавловская крепость. Из серии Homo Sovieticus. Ленинград, СССР, 1989. Карл Де Кейзер/Magnum Photos

Выставочное пространство разделено на десять зон, по десятилетиям. На первом этаже Манежа собраны фотографии эпохи СССР с 1947 года до конца 1980-х, второй этаж стал визуальным рассказом про новую Россию с 1990 года до наших дней. Каждая фотография на выставке – это особенный момент, запечатленный во времени. Это иной взгляд на страну: взгляд любопытного, местами ироничного стороннего наблюдателя. Завершает экспозицию новый фотопроект Нанны Хайтманн «Просто стой и смотри», посвященный врачам и пациентам 52-й московской больницы – так выглядит 2020 год в объективе агентства Magnum. Впервые фотографии Нанны Хайтманн были опубликованы на портале «Такие дела».


Последователи секты Виссариона во время рождественского паломничества. Красноярский край, Россия, 2015. Йонас Бендиксен/Magnum Photos

«Наша страна вызывала неподдельный интерес у фотографов Magnum практически с момента появления агентства. Агентство Magnum было создано 22 мая 1947 года, а уже 31 июля один из его основателей – военный фотограф Роберт Капа – отправился вместе с писателем Джоном Стейнбеком в сорокадневное путешествие по СССР. Репортажи об этой поездке печатались в New York Herald Tribune, а потом вышли отдельной книгой под названием «Русский дневник». Этот проект и задал тон в отношении фотографов к стране, которая тогда была отделена от них железным занавесом. Они стремились рассказывать о ней объективно и при этом сочувственно – и часто выбирали в качестве героев своих фотографий простых людей, занятых обычными делами», – рассказала Нина Гомиашвили, куратор проекта.