Сирийский синдром. Часть шестая

«Линия полета» продолжает серию материалов Екатерины Раскольниковой о Сирии. На этот раз – интервью с Пьером Ле Корфом, французом, основавшим гуманитарную миссию WeAreSuperheroes. Пьер уже восемь лет проживает в Алеппо.

Текст и фото: Екатерина Раскольникова, журналист-переводчик, корреспондент в информационном агентстве, блогер.

Пьер, что изменилось в сирийском обществе за последние восемь лет?

Почти все. Даже учитывая, что общество осталось сплоченным в это время, каждый боролся по-своему: кто-то с оружием в руках, кто-то с жаждой выжить… Но война поглотила надежды, будущее, возможности. Большинство заводов, домов были разрушены, магазины закрыты, а люди, на которых держалась экономика, уехали.

Удивительна сила сопротивления, с которой жители смогли поддержать, так сказать, определенный уровень нормальности, смогли начать строить все заново. Война прошлась не только по полю боя, но и по всем, кто был здесь, по тем же ученикам, которые продолжали ходить в школу, по молодому поколению. Разрушения, страх, тревога теперь повсюду.

Как бы вы описали сирийский характер?

Я бы сказал: сильный, смелый, упертый, независимый, гордый. На самом деле очень много черт можно перечислить. Еще сирийцы щедрые, семейные, хорошие предприниматели. Меня больше всего тронуло их отношение к семье, взаимоуважение. Хотя, как и везде, есть люди невероятные, а есть персонажи не очень.

Переняли ли вы какие-то ценности от местных жителей? Какие местные ценности или традиции удивили?

У них есть традиции гостеприимства, кулинарные, семейные. Два последних аспекта очень важны. Больше всего меня поразила их щедрость, абсолютная повседневная щедрость. Даже если ты придешь в дом к самой бедной семье, тебя примут и нальют кофе, который может стоить для них как целый ужин.

Какие города стоит посетить туристу, который первый раз в Сирии?

Конечно, Дамаск – сердце Сирии! Поразительное место в культурном и историческом плане. Хомс – чтобы увидеть, как город заново отстраивается, как возводятся новые здания, как жизнь возвращается в дома.

Совсем другая ментальность в Латакии, на берегу моря. Там война тоже прошлась, но большинство делает вид, что ничего такого не было. Тут совсем другая экономическая организация, география – горы, пляжи.

Потом Алеппо – второе сердце страны. Город, который пострадал больше всего, чьи жители проявили несгибаемую силу, когда не хватало еды и летели бомбы. Заметьте, город до сих пор (в сентябре 2019 года, – прим. автора) осажден боевиками и, несмотря на это, отстраивает заново школы, дома, фирмы – город возрождается. Здесь так много туристических мест, но многие рынки, старый город были сильно повреждены. Однако здесь столько надежды и силы, что я бы всем советовал сюда приехать.

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Часть пятая