Как творение Захи Хадид изменило культурный облик Баку

Спроектированный выдающимся архитектором Захой Хадид, Центр Гейдара Алиева стал образцовым примером инноваций в Баку и за его пределами. С момента открытия он завоевал славу одной из самых популярных достопримечательностей столицы Азербайджана, которую стремятся увидеть ценители современного искусства со всего мира.

Как яркая идея стала реальностью

Бюро Zaha Hadid Architects выиграло конкурс на проектирование этого центра в 2007 году. Идея заключалась в том, чтобы здание стало не просто местом проведения, а настоящим домом для культурных мероприятий Азербайджана. Создатели стремились передать чувственную сторону азербайджанской культуры и оптимизм, с которым местные жители смотрят в яркое будущее страны. Это было дополнительно подчеркнуто с помощью даты, на которую пришлось торжественное открытие центра – 10 мая 2012 года, в день 89-й годовщины со дня рождения национального лидера, Гейдара Алиева.

Наследие работы Захи Хадид

Во время своей речи на церемонии вручения награды Лондонского музея дизайна в 2014 году, Заха Хадид призналась, что Центр Гейдара Алиева стал для нее невероятно амбициозным проектом и одним из самых главных профессиональных достижений. Она отметила, что этот проект занимает особое место в ее карьере не только потому, что он удостоился премии «Дизайн года», но и потому, какую удивительную гармонию структуры и символов удалось в нем воплотить. Параметрический дизайн и современные материалы позволили Хадид буквально размыть линию между зданием и городом.

Дьявол в деталях

Отличительной чертой исламской архитектуры является текучесть форм. Непрерывные узоры и орнаменты перетекают с ковров на стены, со стен на потолок, с потолка на купола, а там они уже сливаются с внешней средой. Именно так рождается незримое глазу слияние архитектуры с природой.

При проектировании Центра Гейдара Алиева Заха Хадид не забыла об этой особенности, а также воплотила в жизнь принцип Антонио Гауди, который утверждал, что в природе не существует прямых линий. Гармония между зданием и окружающим миром нашла отражение и в ландшафте: центр построен на крутом склоне, и с самого начала было принято решение не выравнивать поверхность, а, наоборот, использовать естественные террасы для реализации нестандартных решений.

Один из самых важных и сложных элементов проекта – фасад здания. Площадь крыши, которая напоминает волны, буквально вливающиеся в Каспийское море, составляет 40 000 квадратных метров и состоит из 2027 панелей разной геометрической формы. Ослепительная белизна покрытия не только символизирует светлое будущее, но и отражает лучи яркого бакинского солнца – такой прием позволил сделать дополнительный акцент на необычной форме здания, которое отбрасывает причудливые тени на окружающий ландшафт.

В темное время суток Центр Гейдара Алиева подсвечивается изнутри, а яркие лучи проецируются на прилегающую территорию. Еще один прием для создания гармонии и символ нового рассвета азербайджанской архитектуры.

Неотъемлемая часть культуры

Сегодня Центр Гейдара Алиева является не только туристической достопримечательностью, но и одним из самых значимых объектов города для самих жителей. Саффет Кайя Бекироглу, ведущий архитектор проекта, в одном из интервью отметил, что это здание стало для азербайджанцев чем-то вроде социального катализатора, и они наслаждаются как его эстетикой и символизмом, так и практической составляющей.

В проект воплотилась мягкая, более творческая и оптимистичная сторона культуры Азербайджана. Здание стало своеобразным хабом образования и культурного обмена в Баку. В музейном комплексе собрана обширная постоянная экспозиция, посвященная культурному наследию страны. Кроме того, здесь регулярно проходят временные выставки, на которых представляют работы как местные, так и зарубежные артисты, а также концерты местных и иностранных музыкантов и исполнителей.