Итоги онлайн-конференции «Перезапуск воздушного транспорта»

Международная онлайн-конференция «Перезапуск воздушного транспорта», посвященная восстановлению гражданской авиации в условиях коронакризиса, прошла 16 июля 2020 года. Ключевой темой мероприятия стал вопрос: «Что сейчас происходит и что делать в сложившейся ситуации?» Конференция проходила в формате интервью и панельных дискуссий, собравших представителей десяти зарубежных и двенадцати российских компаний.

Фото: Pixabay.com

В своем выступлении вице-президент по управлению сетью и парком авиакомпании «Ютэйр» Дмитрий Белоконь отметил, что опыт авиакомпаний показывает, что в июне-июле рынок внутреннего сообщения восстанавливается по самому оптимистичному сценарию. «При условии сохранения сниженного по отношению к 2019 году уровня цен на билеты, который мы сейчас наблюдаем, в 2021 году пассажиропоток вернется к предкризисному уровню, – уверен эксперт. – Но маржинальность авиакомпаний будет при этом глубоко в минусе».

«Спрос на отдых очень велик, в условиях закрытых границ это приводит к росту стоимости отдыха, – рассказал руководитель управления отдела авиации TUI Russia & CIS Игорь Тарасюк. – Переизбыток предложения авиаперевозчиков вынуждает их снижать тарифы, но нехватка гостиничного номерного фонда позволяет отелям взвинчивать цены». По мнению г-на Тарасюка, если границы откроют в ближайшее время, по итогам года турпоток загрузит авиакомпании примерно на 40% от уровня прошлого года.

По словам директора по производству международного аэропорта Внуково Дмитрия Хартуняна, опыт восстановления полетов показал, что аэропорт Внуково не столкнется с необходимостью ограничивать свою пропускную способность из-за требований обеспечения санитарной безопасности. «У нас достаточно большие площади, производственные возможности также не будут сдерживать потоки, по крайней мере в ближайшем будущем», – считает Дмитрий Хартунян.

Павел Скутели, менеджер по маркетингу по работе с авиакомпаниями региона Европы, Ближнего Востока и Африки компании Embraer, отметил, что в течение почти десятилетия с 2010 по 2019 годы рынок региональных перевозок России и СНГ характеризовался ежегодными темпами роста 8-10% и был наиболее быстрорастущим рынком в мире. Кризис прервал благоприятную тенденцию. Восстановление во всех регионах идет по-разному, но общей тенденцией пока является востребованность самолетов меньшей размерности, которые позволяют более гибко адаптироваться к текущим запросам рынка.

Об этом говорят и опережающие темпы восстановления перевозок в тех регионах, где есть существенный внутренний рынок и возможности для применения самолетов-кроссоверов, занимающих промежуточную нишу между региональными и среднемагистральными самолетами. Так, в мае 2020-го доля рейсов на самолетах-кроссоверах в авиакомпаниях KLM, «Белавиа», S7 Airlines, Lufthansa и Finnair выросла в годовом исчислении на 10-30% и составила в зависимости от авиакомпании 35-85% от всех выполняемых ею полетов. По состоянию на последнюю неделю июня сокращение числа рейсов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило в Китае 21%, в России и СНГ – 41%, в США – 57%. При этом в ОАЭ и Евросоюзе спад сохранялся на уровне 77%. «Новое поколение высокотехнологичных кросоверов позволит авиакомпаниям легче преодолеть последствия кризиса и уверенно входить в будущее», – считает Павел Скутели.

О преимуществах внеднения современных технологий, позволяющих снизить издержки, рассказал Олег Лисовский, начальник отдела автоматизации и метрологии компании «РН-Аэро». По его словам, несмотря на все сложности, авиационная отрасль продолжает развиваться, и существенную роль в этом играет автоматизация производствнных процессов.

На конференцию зарегистрировались 450 делегатов, 29% в числе которых – представители практически всех российских авиакомпаний. Более 13% участников – представители аэропортов и управляющих компаний. Представители индустрии туризма составили 11% участников, еще 8% – делегаты от высокотехнологичных компаний. Также в числе участников конференции представители отрасли авиатопливообеспечения, банков и лизинговых компаний, вузов и консалтинговых фирм, производителей авиатехники, а также органов государственной власти и отраслевых ассоциаций.