Деревянное домостроение в Петербурге и Ленинградской области впервые за много десятилетий переживает ренессанс. Дерево прочно обосновывается в категории люкс, современные технологии позволяют создавать долговечные дома на любой вкус и кошелек, в моде – функционал и минимализм. Дальнейшее развитие отрасль видит в постепенной миграции горожан в пригороды и даже строительстве деревянных многоэтажек по примеру США, Австралии и Европы. «Линия полета» публикует большое исследование ситуации на рынке.
Текст: Ольга Головина
Продолжение. Начало.
Терем в стиле техно
По наблюдениям участников рынка, если еще лет десять назад люди строили дома, не слишком заботясь о площади, со множеством гостевых, бассейнами, спорткомплексами, позволяли себе избыточную архитектуру с балконами и террасами, то после кризиса 2008 и 2014 годов проекты стали скромнее, архитектура – минималистичнее.
«Сейчас даже люди с высокой платежеспособностью пытаются дом сделать соразмерным затратам. Люди стали считать деньги в любом сегменте и хотят получить качество жизни, не забывая про эргономичность», – так видят требования покупателя в компании «Русь». «Крайне щепетильно относятся к экономической прозрачности проекта и качеству общения с клиентом. Востребован полный цикл работы с клиентом, начиная от проекта дома и заканчивая ландшафтом и последующим техническим обслуживанием», – конкретизируют в компании «Росса Ракенне СПб». Не менее важной становится и экологическая безопасность домов. «Клиентам нужны энергоэффективные решения и гипоаллергенные материалы. Большое внимание покупатель обращает на сертификацию и безопасность материалов», – дополняют эксперты.
Приоритет содержания над формой собеседники «Линии полета» связывают с тем, что современный покупатель более ориентирован на инвестиционную привлекательность приобретенного дома, предпочитая качественный типовой проект с разумными планировками и в сдержанных формах и цветах. На первый план выходят разумные решения и комфортная среда проживания, дающая плюсы городского жилья и природы (собственная водоподготовка, пейзажи, возможность по-своему организовать пространство).
Востребованы дома разумной площади менее 500-600 м2. Средняя цена за квадрат составляет 30-40 тыс. рублей в комфорт-классе; 50-70 тыс. руб – в бизнесе, а в элитном сегменте «потолка» цены практически нет.
По наблюдениям специалистов, современная деревянная архитектура тяготеет к лаконичным формам стиля «техно» и элементам авангарда. Молодой аудитории нравятся дома Barn House (барнхаус в переводе – «амбарный дом») и фахверковые дома, в которых легкие деревянные конструкции образуют одновременно и облик дома, и являются несущими конструкциями; как правило – со стеклянным заполнением. Такие дома возводят по деревянно-каркасной технологии, которая, с одной стороны, дает экономию, с другой – практически не имеет ограничений в архитектурных замыслах. Более старшая и состоятельная аудитория выбирает классические добротные дома из клееного бруса. Красить дома во все цвета радуги, как это делали в советские времена и 1990-е годы, уже не принято. Люди предпочитают спокойные натуральные оттенки (оливковый, коричневый, серый) «скандинавской классики». Кровля – чем темнее, тем моднее, говорят участники рынка.
Впрочем, некоторые эксперты не замечают ярко выраженных тенденций в архитектуре и стиле домов. «Явной моды не прослеживается: просто нет «законодателей». Остается лишь вспоминать, что лет десять назад рынок пережил и повальное увлечение домами-крепостями, и домами в скандинавском стиле, и коттеджами в альпийском стиле (шале), а также «домами Ллойда Райта» (американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1930-х годах создавал дома нестандартной геометрии)», – вспоминает Дмитрий Сперанский.
А у вас какое дерево?
Строят современные дома, как правило, из дерева хвойных пород – сосны и ели. Элитному сегменту полюбились лиственница и термодоска для настила полов и террас. Впрочем, интересен не только вид дерева, но и технология.
За последние 10-15 лет рынок деревянного домостроения предложил принципиально новые материалы, которые не имеют недостатков дерева (не усыхают, не гниют и не ветшают) и позволяют строить быстро. Больше всего строят каркасно-деревянных домов (половина от всех строящихся деревянных проектов), по которой дом собирают из готовых элементов, по принципу конструктора «Лего». На втором месте более дорогой и добротный клееный брус (40%). Дома, построенные по ныне устаревшей срубовой технологии, занимают долю в 7%.
Оставшиеся три процента домов созданы из CLT-панелей, новейшей разработки в области деревянного домостроения. Технология позволяет создавать безопасные многоэтажные здания без архитектурных ограничений. По достоинству ее уже оценили в США, Канаде, Австралии и Европе, где в последнее десятилетие появлялись деревянные жилые и коммерческие небоскребы. Среди примеров стоит упомянуть жилой дом девятиэтажный жилой дом Stadhouse и восьмиэтажный Bridport House в Лондоне (Великобритания), 10-этажный дом Forte в Мельбурне (Австралия), 18-этажное студенческое общежитие в Ванкувере (Канада), 14-этажный Treet Bergen в Бергене (Норвегия), бизнес-центр Life Circle в Австрии и др.
«Деревянные» предрассудки
В России «дерево» по-прежнему сковано законодательными ограничениями – до трех этажей. «Строительная отрасль отличатся своей консервативностью, и это касается всех сфер: от архитектуры и проектирования до правил, норм и применяемых материалов. Для массового внедрения новейших технологий в строительство требуются не просто инициативы бизнеса с единичными пилотными, знаковыми проектами, а зачастую воля государства. Современное строительство из древесины не является исключением», – уверен Семен Гоголев. По его словам, неверно оценивать отечественные позиции в мире в отношении деревянного строительства как «задворки прогресса». «Мы обладаем всеми современными технологиями, позволяющими производить материалы и конструкции из древесины, возводить здания любой сложности», – заверил эксперт.
Экспериментальные проекты из CLT-панелей в России все-таки есть. Пример – четырехэтажный бизнес-центр Good Wood в Подмосковье. Уже нынешней весной Минстрой обещает проработать устаревшие строительные нормативы и разрешить строить многоэтажки. К этому решению приурочили старт проекта Wood City, который после корректировки нормативов начнут возводить в Москве.
Среди вызовов «деревянного» сегмента участники рынка отмечают нехватку сырья: отечественный лес едет за рубеж, а не на местные комбинаты, а также проблему ипотечного кредитования. Программа поддержки ИЖС в 2018 году потерпела фиаско: из-за устаревших норм и недоверия к материалу банки неохотно выдавали кредиты на деревянные дома. Тормозит отрасль проблема кадров. Участники рынка, надеются, что доброжелательная политика Минпромторга и Минстроя, пересмотр нормативов и поддержка индустриального изготовления домокомплектов в будущем создаст кадры, смягчит настроения банковского сектора и даст отрасли новые возможности.
Впрочем, главный тормоз, говорят специалисты, в головах. «Самое большое препятствие – устаревшие представления людей о дереве как о строительном материале, – уверен директор по развитию компании «ALPBAU» Павел Каргалев. – Часто можно услышать убеждения, что деревянные конструкции недолговечны, пожароопасны, уступают по прочности другим материалам. И даже аргументация в пользу появления новых технологий, строительства многоэтажных (аж 40 этажей!) домов, гигантских большепролетных конструкций, целых жилых кварталов и даже городов, полностью состоящих из дерева, не имеет эффекта. Банальные человеческие убеждения пока остаются сильнее фактов, и, к сожалению, пока что это имеет ключевую роль в выборе строительного материала», – сетует эксперт.
Москва и Подмосковье
По оценкам Ассоциации деревянного домостроения, в Московской области доля строительства домов из дерева достигает 55 %. Большая часть деревянного строительства приходится на дома сезонного проживания. Доля ИЖС (домов для постоянного проживания за городом) из общего объема строительства деревянных домов составляет примерно 25%.
Москва и Подмосковье отличаются от Ленобласти консервативными взглядами относительно загородных домов. Деревянное домостроение здесь пока только пробуют на вкус, но больше доверяют типовым проектам из камня и бетона. Москвичи любят домики с односкатными крышами («дома-ларьки») и не спешат экспериментировать с архитектурой. Тем не менее, несмотря на «домостроительный консерватизм», один из самых статусных проектов Московской области – из дерева. Не так давно он ушел с торгов более чем за миллиард рублей.
«При довольно большом запросе население пока не готово к массовому переселению за город. Главные препятствия – отсутствие транспортной доступности и развитой инфраструктуры. С развитием железнодорожной сети центральных диаметров в Московской области мы ожидаем в этом регионе определенный всплеск загородного строительства. Это станет особо показательным опытом для всей страны», – подытожил Семен Гоголев.