Твоим матросом хочу я стать. Немного о яхтинге

Любая парусная яхта – это не средство передвижения, не роскошь, а воплощение мечты. Путь к ней у каждого разный, но первопричины одни – это страсть к морю и большая любовь к приключениям. Вокруг яхтинга ходит множество предрассудков и недомолвок, которые дополняются обилием профессиональных терминов. Новичку разобраться в этом хитросплетении бывает очень трудно. Попробуем разъяснить самые базовые моменты яхтинга простыми словами.

Текст: Владислав Букин

Фото: Pixabay.com

Какие бывают яхты

Все парусные яхты можно разделить по нескольким критериям. По назначению они бывают спортивные или прогулочные. Оговоримся сразу, что первые мы в расчет не берем, потому как это отдельный мир – со своими конструкциями, технологиями, аскетизмом и даже языком. Будем рассматривать только яхты для отдыха, то есть для морских прогулок или путешествий.

Также яхты делятся по конструкции корпуса. Самые массовые – это килевые яхты, у которых есть мощный плавник, в который переходит днище корпуса судна для создания сильного бокового сопротивления. Однако большая остойчивость компенсируется большой осадкой, поэтому на мелководье такому судну путь заказан.

Есть так называемые швертботы, у которых в середине корпуса сделана специальная щель (швертовый колодец), в которой стоит шверт (выдвижной киль). При попутном ветре или на мелководье шверт легко поднимается. Такие яхты, в отличие от килевых, с широким корпусом, однако швертбот обладает меньшей остойчивостью, поэтому ходить на нем в открытом море нельзя.


Фото: Pixabay.com

В последние годы набирают популярность многокорпусные яхты. У них хорошие скоростные показатели, отличная остойчивость, много полезного пространства. Перевернуть катамаран практически невозможно.

Все парусные яхты оснащены двигателем, который используется при швартовке, выходе или входе в гавань или в аварийных ситуациях. А вот количество парусов различно, как и их тип. Вооружение парусных судов в основном различается по форме основного паруса. Прямые паруса носят только большие парусные суда типа наших учебных парусников «Седов», «Крузенштерн», «Мир». Они эффективны только при попутном ветре. Спортивные яхты комплектуются только косыми парусами, способными работать и при боковом ветре.

Стоит также обратить внимание на управление яхтой, какое количество человек может управлять судном.


Фото: Pixabay.com

Индивидуальная или серийная

Многие думают, что личная яхта – это очень дорого, потому что строят ее индивидуально под каждого клиента, долго и обязательно с дорогим оснащением. На самом деле здесь только половина правды. Личная яхта – это действительно удовольствие недешевое, особенно в России, но не потому, что все делается индивидуально. На рынке есть масса стандартных парусных яхт, с уже отработанной планировкой, экономичной отделкой. Главное – определиться для чего яхта покупается.

В последние годы в России появились ряд хороших верфей, которые специализируются на моторных и парусных яхтах для частных заказчиков. Дополнительный плюс в заказе судна внутри страны заключается в том, что не нужно оплачивать таможенные сборы, пошлины за доставку, переплачивать за мировой бренд (хотя бывают случаи, когда шильда производителя важна).


Фото: Pixabay.com

Некоторые производители предлагают в стандартном корпусе несколько вариантов оснащения. Выбрать можно что-то свое, а после дооснастить нужным оборудованием – сейчас с ассортиментом аксессуаров все в порядке. Если же кошелек позволяет обратиться к индивидуальному проекту, то делать это однозначно стоит. Хороший мастер построит яхту под ваши нужды, поможет выразить необходимые индивидуальные потребности. Плюс производители адаптируют яхты с учетом климатических и навигационных широт, в которых предполагается использовать яхту. Это особенно актуально для Северо-Запада и Севера нашей страны.

В любом случае, от того, что ваша яхта будет построена по индивидуальному проекту и с применением дорогих отделочных материалов, море ласковее не станет, ветер не переменит свое направление, а путешествия не будут ярче.


Фото: Pixabay.com

Дорогая или дешевая

Какие факторы влияют на цену яхты еще? Для начала – это длина. Если вы не стеснены в средствах, то можно себе позволить любой размер. С ограниченным бюджетом приходится идти на компромисс. Например, если вы не планируете продолжительных переходов, то вполне подойдет яхта длиной до 10 метров. Если длительные путешествия входят в ваши планы, то стоит ориентироваться на 10-18 метров. При выборе яхты также стоит учитывать, сколько человек на ней должны размещаться: чем больше яхта, тем больше пассажиров могут с комфортом на ней расположиться.

Второй фактор, который влияет на цену – это материал корпуса. Наиболее оптимальный сейчас с точки зрения «цена-качество» материал для корпуса стеклопластик или стекловолокно. Классический вариант сочетания дерева и эпоксидного покрытия будет стоить дешевле, но он уступает стеклопластику по прочности и долговечности. Современные композитные материалы или алюминиевые сплавы будут значительно дороже. Если все же прочность корпуса для вас важный фактор, а в районе, где предполагается эксплуатировать судно, встречается лед, то стоит присмотреться именно к алюминию.


Фото: Pixabay.com

Как не переплатить

Как и в случае с мототехникой, в яхтинге есть сезонность. Традиционно к началу навигации спрос на различные плавсредства повышается. Поэтому продавцы существенно поднимают цены. Если есть цель сэкономить, то стоить искать предложения ближе к концу сезона.

Если есть желание купить новую яхту, стоит посетить ярмарки или боут-шоу, когда производители предлагают различные акции. В России, к сожалению, пока культура яхтенных выставок не так развита, как в зарубежных странах, но постепенно количество отечественных выставок увеличивается. Также не стоит обращать внимание на модный бренд в ущерб реальным характеристикам.

Яхту, как и автомобиль, необходимо обслуживать, проводить ежегодный ремонт, зимой где-то хранить, а еще платить налоги, пошлины и т.д. Эксплуатация брендовой яхты, как и автомобиля класса люкс, потребует покупки оригинальных запасных частей, которые даже за большие деньги не всегда можно найти. На нее необходимо платить больше налогов, при этом в эксплуатации это не всегда удачные суда, да и в стоимости дорогие яхты теряют больше, нежели аналоги «эконом» класса.