Концертный зал на колесах

Среднестатистический россиянин, который пользуется личным автотранспортом, проводит в машине около девять-десять часов в неделю, из них около пяти часов – путь до места работы и обратно. При этом в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, к этим цифрам прибавляется время, проведенное в пробках.

Текст: Владислав Букин

Фото: Pixabay.com

Москва по этому показателю вообще находится на втором месте в мире, уступая только Лос-Анджелесу. В среднем каждый столичный владелец автомобиля ежегодно стоит в пробках более 90 часов. Неудивительно, что водители стремятся всячески разнообразить время, проведенное за рулем. В ход идут различные гаджеты, медиа-установки и конечно же музыка. Без нормальной аудиосистемы современный автомобиль представить себе очень сложно. Но для меломанов качества заводской музыки, пусть даже топовой комплектации, все равно мало. Тут на помощь приходят профессиональные аудиосистемы, которых сейчас в продаже достаточно, под любое авто и кошелек.

Глобально автомобиль – это одно из самых ужасных мест для оформления звукового пространства. Хуже, пожалуй, будет только мотоцикл. Недостаток места, дефицит электропитания, плохая шумоизоляция – это только несколько негативных факторов, которые предстоит преодолеть тем, кто решится на переделку аудиосистемы.

Чтобы добиться хорошего качества звука необходимо будет поменять все составные части: динамики, усилитель, сабвуфер, все три вида проводки – силовую, акустическую и межблочные кабели. Но начать нужно все же с головного устройства.

Лучше заранее просчитать сумму, которую вы готовы потратить на переделку. Экономить на комплектующих смысла нет, здесь чудес не бывает. Бюджетные комплектующие дадут бюджетное звучание. Ориентироваться лучше на магнитолы от крепких брендов, вроде Pioneer или Alpine. Такие марки как McIntosh, Denon и Nakamichi рассчитаны на профессионалов, которые планируют участвовать в соревнованиях. Стоимость такой техники будет уже намного выше.

При выборе магнитолы также стоит помнить, что узкоспециализированное устройство будет справляться со своими функциями лучше, нежели универсальный комбайн. В некоторых устройствах даже радио существует совершенно обособленно от проигрывателя MP3 и дисков.

Еще в хорошей «голове» обязательно должны быть как минимум один-два, а лучше больше линейных выходов для подключения усилителя и эквалайзеры настройки звука. Без того и другого магнитолу лучше не покупать.

Не стоит также гнаться за всеми комплектующими одной и той же марки. Хорошие производители магнитол зачастую выпускают очень слабые динамики или усилители. Стоит подбирать марку и модель каждого элемента исходя из их характеристик. К тому же наверняка удастся сэкономить.

И еще один миф, которым активно пользуются производители магнитол, это сказания о запредельной мощности. На коробке головного устройства, скорее всего вы найдете безумные цифры мощности, которые якобы сможет выдавать ваше устройство в 200-300 Вт или выше. На самом деле это пиковая мощность, которую магнитола выдает только на стенде. В пояснении маленькими буквами будет указана номинальная мощность, на которую и нужно ориентироваться. И если там будет написано «4х15 Вт», уже есть повод для радости – ваша магнитола не самая плохая.


Фото: Pixabay.com

Выбор динамиков, наверное, самое сложное дело, особенно для новичка, который решил самостоятельно собрать всю систему. Лучше почитать более подробную литературу на этот счет или посмотреть обзоры: какие бывают динамики, каких форм, какие материалы лучше использовать и т.д. Но на что стоит обратить внимание в первую очередь? Для начала на диаметр динамика. Чем больше физический диаметр динамика и магнита, тем громче он будет воспроизводить звук.

Просматривая описание, не стоит останавливаться на пиковой мощности – это снова маркетинговый ход, а поискать показатели чувствительности. Это и есть КПД устройства, и чем больше эта цифра, тем качественнее и громче будет играть динамик. Если бюджет ограничен, то стоит ориентироваться на диаметры вырезов под штатные динамики. Здесь также можно подобрать хорошую технику. Единственное, что при установке динамиков в дверях необходимо обработать саму дверь шумо-виброизоляцией и закрепить динамик не к металлу, а через дополнительное деревянное проставочное кольцо.

При выборе усилителя нужно помнить, что запаса мощности много не бывает. Даже если вы любите тихую и спокойную музыку, мощность вам пригодится при монтаже всей системы и ее настройке. К тому же за счет этого удастся убрать перегрузки, что в свою очередь избавит от нелинейных искажений и значительно снизит внесение фоновых шумов.

Если речь идет не о соревнованиях по автозвуку, то в качестве дополнительного усилителя перспективно брать аппарат с мощностью 100-200 Вт на канал, а мощность сабвуфера должна составлять не менее суммарной мощности всех динамиков. При этом использование мощного усилителя с акустической системой меньшей мощности недопустимо из-за возникновения перегрузок даже при 50% мощности. А если система мощнее усилителя, то это ведет к повышенной нагрузке на усилитель, что может привести к его выходу из строя. Поэтому очень важно соблюсти соответствие мощности одного и другого.

Сегодня на рынке в основном представлены четырехканальные усилители. Этого количества вполне достаточно, чтобы подключить четыре динамика, либо два динамика и один сабвуфер (конечно при определенном запасе мощности). Если мощности не хватает, то можно подключить сразу два усилителя.

Здесь тоже необходимы точные расчеты размера корпуса, мощности, выбор типа корпуса.

Закрытые ящики с динамиками внутри – самый простые сабвуферы. Простой, при правильном подборе размера еще и с отличным звучанием, с минимальными перегрузкам, тем не менее у него самый низкий КПД из всех типов конструкций.

Большее распространение на рынке нашел так называемый фазоинвертор. Здесь уже ящик негерметичный. С атмосферой динамики соединяются специальным отверстием и часть колебательной энергии в фазоинверторе передается воздушной подушке в ящике. Это усиливает раскачку воздуха на определенной узкой (одна-две октавы) частоте. Фазоинвертор более сложен в настройке. Есть еще и комбинированный вариант, так называемый полосовой громкоговоритель, который объединяет в себе и фазоинвертор, и закрытый ящик. Но такие сабвуферы уже будут значительно дороже.


Фото: Pixabay.com

Что еще?

Помимо установки основных компонентов аудиосистемы, нужно проложить не одну сотню метров проводов. Для соединения динамиков лучше брать провода сечением минимум 35 мм2, а лучше с запасом – 50 мм2, и обязательно медные, они лучше проводят ток.

Силовые и акустические провода можно проложить рядом, а вот межблочные кабели прокладываются отдельно – либо по другой стороне автомобиля, либо по центральному тоннелю или через потолок.  Это позволит избежать так называемых наводок, когда через динамики слышна работа генератора. Чем дальше межблочные кабели от силовых и акустических, тем лучше.

Еще необходимо позаботиться о питании. Зачастую требуется установка генератора повышенной мощности и дополнительных аккумуляторов. Под все оборудование необходимо место, а это значит, придется попрощаться с «запаской», полезным пространством в багажнике и т.д.

Здесь мы возвращаемся в начало: прежде чем браться за переделку аудиосистемы, нужно рассчитать все «за» и «против». А если решились, то доверить работы специалистам по автозвуку. Узкий специалист может дать дельный совет – что купить и где сэкономить. Тогда все затраты и лишения в автомобиле могут окупиться безупречным качеством музыки в салоне. И стоять в пробках будет не так скучно.