С 1954 года этот праздник собирает единомышленников, преодолевших все барьеры, – ведь рок-н-роллу пришлось прорываться сквозь запреты не только у нас, но и на Западе.
Текст: Елизавета Пурицкая, к.ф.н.
Считается, что термин рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock ‘n’ roll — «качайся и крутись») ввел в обиход диск-жокей небольшой радиостанции в Кливленде Алан Фрид. Он решился создать радиопередачу, в которой знакомил слушателей с набиравшей популярность музыкой, в основе которой лежал негритянской джаз. Чтобы смягчить появление на «белой» радиостанции передачи с таким рискованным содержанием, он и придумал называние «рок-н-ролл». А 12 апреля 1954 года Билл Хэйли записал сингл «Rock Around The Clock» – эта дата и стала точкой отсчета истории нового музыкального направления, точно ураган, покатившегося по планете.
Если в странах «загнивающего капитализма» подростки из хороших семей бунтовали, желая слушать шумные, грубые ритмы «черных кварталов», то советским молодым людям свое право на независимые музыкальные вкусы пришлось доказывать не столько своим родителям, сколько государству. Существует несколько версий того, как рок-н-ролл проник за «железный занавес»: то ли новомодный танец привезли гости VI Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, то ли участники Олимпийских игр в Мельбурне 1956 года. Были и другие пути – моряки везли пластинки из загранрейсов, радиолюбители, героически прорываясь сквозь вой «глушилок», записывали зажигательные ритмы. Все это было нелегально, однако название танца и нового музыкального направления быстро вошло в русский язык: газеты писали о «рок-н-ролле» или «рок-энд-ролле» (такое написание можно встретить и сейчас, но оно неверное, ведь слово уже вошло во многие словари русского языка), а для краткости танец стали называть просто «рок». Писатели, авторы произведений о молодежи, мгновенно подхватили новое словечко, конечно же, заклеймив «гнусное выламывание и кривлянье», – ведь куда лучше для молодежи была бы гимнастика (как писал И. Ефремов в романе «Лезвие бритвы»).
А вот как описывает студенческие танцы «на пятачке» в небольшом сибирском городе писатель Виктор Колупаев в своей повести 1982 года «Жизнь как год»:
«Рок… Рок-энд-ролл. Рок-н-ролл. Это еще потрясение, невидаль. Даже любители фокстрота «линда» возмущаются. Бесстыдство. Позор. Стиль! Да и каждый ли сможет так? Дернул партнершу за руку, кажется, оторвет руку, перекинул через спину? Что делается?! Ладно… Тут ведь еще что? Тут ведь рядом клиники мединститута и, напротив, родильный дом. Проклинают молодежь больные, которые не могут заснуть. А роженицы, наверное, не проклинают. Да и больные не все. Прыгал же раз из окна один с загипсованной ногой, предварительно выкинув костыли. И тоже пытался незнакомо вертеться на одной ноге, отбросив в стороны ненужные ему в тот момент костыли. Потом едва нашел их… Нянечки прибегут, покричат, покричат, а если помоложе, то и сами сначала потанцуют, а потом уж докладывают, что студенты их не слушают. Никто не умер из-за этой ночной вакханалии. А дети, по статистике, рождались нормальными и, подрастая, все же были чуть веселее других по характеру».
И небольшой плейлист от Jussi Syren Rockabilly Revival для создания настроения!