В Национальном рейтинге въездного туризма – 2019 Новгородская область вошла в топ-20 самых посещаемых регионов России, заняв там девятое место. То есть регион привлекает зарубежных гостей, но Новгородская область не ограничивается парадным фасадом с древним кремлем, Софийским собором и памятниками древних зодчих.
Текст: Владислав Букин
Охота за мостами
Возглавляют рейтинг… мосты. И не только потому, что это очень эстетичные и фотогеничные сооружения. За каждым из них своя история, связанная с историей всей страны. Причем, многие из мостов Нижегородской области – объекты культурного наследия России.
Начнем с каменного железнодорожного моста через реку Ярынья близ одноименной деревни. Построен он был ориентировочно в 1914-1916 годах как часть железной дороги Валдай – Крестцы. В самый разгар Первой мировой войны в Нижегородской области пытались реализовать два стратегических проекта по строительству железнодорожных путей. Первый Нарва – Луга – Новгород – Бронницы – Валдай, куда и входила часть Валдай – Крестцы, и второй Петроград – Новгород – Бронницы – Соблаго – Смоленск – Орел. Обе задумки так до конца и не реализовали, но отдельные участки все же заработали. В том числе участок Валдай – Крестцы.
Официально сейчас эта линия считается действующей, но по факту последний поезд по ней прошел в 2006 году, а пассажирское движение закончилось и того раньше – в 1992 году. Сегодня мост в плачевном состоянии. Петербургские и новгородские энтузиасты стараются поддержать объект в более или менее презентабельном виде, однако этого мало. Мосту нужны большие вложения и масштабная реконструкция.
Для посещения сооружения лучше выбирать сухое межсезонье. И сам мост, и рельсы в этих местах сильно заросли, поэтому съемке будут мешать листья. В высоту мост 18 метров, забраться на него от речки Ярынья тоже дело непростое, так что прежде стоит оценить свои физические возможности.
Совсем недалеко от Великого Новгорода близ деревни Трубичино есть еще один интересный объект – каменный мост через реку Виточка. Построен он был в 1897 году, а в 1995-м официально стал объектом культурного и исторического наследия. Это последний мост в России, который построен с использованием эллипсоидных сводов.
Как и в прошлом случае, этот объект тоже в очень плохом состоянии. Сейчас вода проходит только через центральный пролет моста, активно разрушая промежуточные опоры, поэтому без ремонта он простоит совсем недолго. Если соберетесь в те места, рекомендуем заглянуть и в саму деревню, чтобы посетить местную Покровскую церковь.
Арочному мосту Белелюбского через реку Мсту в Боровичах повезло больше. Сейчас это одна из главных достопримечательностей города и всей области. Построен мост был в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Николая Апполоновича Белелюбского. Прототипом послужил мост через Рейн возле немецкого города Бонна. Аналогичную трехшарнирную схему строительства затем стали применять и на других объектах. Например, по этому же проекту были построены Большеохтинский и Финляндский мосты в Петербурге. Так сложилось, что название мост в Боровичах не получил. Он так и остался мостом Белелюбского – в память о большом российском инженере и ученом.
Пройтись по дну древнего моря
В западной части южного берега озера Ильмень между дельтами рек Ловать и Шелонь можно наблюдать интересные голубовато-зеленые и красные тонкослоистые глины с белым песком. Это так называемый глинт, то есть протяженное обнажение образований, которые сформировались на месте морского дна девонского периода около 420 миллионов лет назад. В то время вся территория северной части Русской равнины была покрыта неглубоким соленым морем, которое периодически отступало, затем вновь затапливало поверхность.
Еще одним создателем Ильменского глинта были оледенения, которые неоднократно наступали на Восточно-Европейскую равнину. Последнее, самое масштабное Валдайское оледенение около 15 тысяч лет назад оставило по берегам Ильменя слой суглинков, песков и супесей.
Об этом месте ходит масса легенд, многие из которых конечно выдумка. А вот то, что здесь свой микроклимат – это чистая правда. С июня по октябрь нагревшееся озеро «утепляет» побережье. Летом в этом районе больше солнечных часов, меньше всего осадков в области и самый продолжительный безморозный период.
Ильменский глинт – памятник природы мирового масштаба. До сих пор здесь можно найти остатки древней флоры, фауны, обломки костей древнейших рыб, остатки древних моллюсков. Прикоснуться к столь древней истории будет однозначно полезно!
В заброшенные шахты
Любителям индустриальных пейзажей наверняка понравятся места заброшенных шахт близ села Зарубино в Любытинском районе. До середины XIX века здесь жили обычным патриархальным укладом, пока не нашли глины очень высокого качества. Практически сразу деятельные промышленники приступили к добыче. Сначала самым простым наружным способом, потом стали копать шахты. Добытую глину доставляли на заводы в Боровичи.
После Октябрьской Революции близ шахт появился рабочий поселок. Первое здание в Зарубино – контору шахты комбината «Красный керамик» – построили в 1920 году. В начале 1990-х годов самую большую шахту из-за большой выработки и усложнения гидрологических условий закрыли. Затем заброшенные шахты и вовсе затопило. После этого поселок сильно обезлюдел и в 2004 году Зарубино стал просто населенным пунктом.
Сейчас о месте добычи напоминают лишь разрушенные производственные помещения и высокие отвалы отработанной породы. С их высоты открываются красивые виды на населенный пункт и окрестные пейзажи. Зарубино снова стало тихой деревней, со спокойным укладом. Почти как 200 лет назад.
Колокола со всего мира
Чем отличаются европейские колокола от византийского било, итальянского кампана и в чем особенность большого новгородского монастырского било – все это можно узнать из экспозиции музея колоколов в городе Валдае. Там же можно увидеть самый первый русский колокол псковских мастеров Андреева и Григорьева 1536 года, итальянский кампан XII века, корабельную рынду XX века, буддийский ветровой колокольчик XVII века и многое-многое другое.
Примечательно, что все экспонаты можно не только смотреть, но и слушать и изучать технику звона – для этого в музее есть специальные звонницы. Кроме того, здесь представлена большая экспозиция по истории колоколов, их изготовлению и искусству звонарного дела. Посещение музея станет дополнительным стимулом прогуляться по Валдаю и заглянуть в очень красивый Иверский святоозерский мужской монастырь, где можно послушать колокольный звон вживую.
Лесной Версаль
На территории Новгородской и соседней Тверской области есть множество старых усадеб. К сожалению, многие объекты находятся в плачевном состоянии, иные уже не восстановить.
Если ехать по трассе Санкт-Петербург – Москва и в Крестцах свернуть на Боровичи, то не доезжая до Малого Борка около километра с правой стороны можно увидеть обычную лесную дорогу. Проехать на машине по ней затруднительно, а вот прогуляться пешком очень рекомендуем. Буквально через сто метров оказываешься возле фигурной арки бывших ворот, за которыми вглубь тянется извилистая аллея и упирается в остатки бывшей усадьбы.
В 1914 году это место купил русский инженер и архитектор Михаил Антонович Токарский. В короткий срок здесь появились два двухэтажных дома, два флигеля, въездные ворота, плотина с водохранилищем, оранжерея. Со временем появился и летний театр на 100 мест. Главный деревянный дом площадью восемь гектаров напоминал сказочный дворец. Внутри него была водонапорная башня, служившая одновременно бельведером. К дому вела двухмаршевая лестница, в парке стояли красивые беседки и били фонтаны. В некотором отдалении, в лесу на насыпном холме, стояла миниатюрная готическая часовня-усыпальница. Строилась она по зарисовкам самого Токарского, которые он сделал во время своего путешествия по Сене.
В те времена Заветное даже называли «маленьким Версалем», сюда приезжали столичные и московские гости, а в театре проходили спектакли концерты с участием известных артистов и музыкантов.
После февральской революции Токарский передал свою усадьбу вместе с фабрикой крестьянам соседней деревни Борок. Постепенно это место пришло в упадок, и до наших дней сохранились лишь остатки водонапорной башни, фонтанов, въездные ворота и часовня. Тем не менее усадьба не оставляет негативного впечатления разрухи. Скорее даже наоборот, вживую смотришь на историю всего XX века.