В честь дня рождения российского кинорежиссера, обладателя главного приза Венецианского и лауреата Каннского кинофестивалей, двукратного номинанта на премию «Оскар» публикуем несколько его цитат.
Фильм – это мысль о мысли, это повод для поиска ответов.
Безответственность – синоним вырождения. Что, как мы видим, и происходит в так называемых коллективистских обществах, а также в обществах, находящихся в переходной стадии от коллективизма к индивидуализму. При капитализме, где правит бал как раз индивидуализм, человек в материальном отношении живет комфортнее, он больше времени проводит в уединении, у него появляется пространство для рефлексии – как следствие, возрастает чувство ответственности.
Люди всегда были и будут озабочены денежным вопросом. Но только в последнее время такое чувство, что, кроме денег, в головах у людей не осталось ничего.
«Человек – это усилие быть человеком», – сказал философ. А нам транслируют: «Будь растением, это нормально». Конечно, трудно конкурировать с интернетом и телевизором, но, как бы то ни было, человеку надо сказать, что нет, растением быть ненормально.
Экран предоставляет возможность понаблюдать за человеком со стороны не в тот момент, когда он себя презентует с самой лучшей, выгодной стороны, а как бы побыть с ним рядом, когда он не думает, что за ним наблюдают.
Если не верю в другой исход этой истории, то зачем же я буду лукавить, зачем же я буду создавать какие-то модели, предлагающие благополучный финал: возмездие, наказание, раскаяние?
Вообще говоря, сплошь и рядом ты отчетливо сознаешь, что вот этот элемент не заметят, на этот не обратят внимания, а этого не разглядят вовсе, но тебе самому важно, чтобы это было, тебя согревает сама мысль, что тот или иной смысл все же есть в твоем кинотексте.
У меня есть ощущение абсолютной бесполезности претензий на право голоса в любой ситуации. Мне уже 50, и я никогда в жизни не голосовал, поскольку я уверен, что в нашей системе это абсолютно бессмысленный шаг.
Истинный гуманизм — это говорить с человеком со всей прямотой и без обиняков.
Знать человеческое сердце не дано никому. Только по плодам.
Дьявол сделал с Иовом все, что позволил ему Бог: «Делай с ним что хочешь, только душу его не тронь». Человек, который писал это тысячи лет назад, понимал: Бог может позволить сделать с тобой что угодно. Рубить топором, колоть ножом, оклеветать, бросать в застенки, но душу твою не тронет, потому что эту мену осуществить может только сам человек.
Надо снимать сердцем, совершенно искренне и максимально честно относясь к материалу, к себе самим и к будущему зрителю.
«Отсутствие любви» или «без любви» – это просто без понятного всем чувства. А «нелюбовь» – это прямое указание на пустоту, безлюбовное состояние… Вот я сейчас сказал «понятное всем чувство», а так ли оно понятно? Возможно, нам только кажется, что мы знаем, о чем речь, когда говорим о ней. Похоже, только древние греки действительно понимали, что такое любовь. Вы знаете, в их языке пять или семь наименований этому чувству, этому состоянию человека.
Не стоит относиться к кино как к реальности, как к хронике из газет. Это же образ мира, данный нам для того, чтобы мы осознавали самих себя, заставляющий задуматься над собственным уделом.