Вампир, любовь моя

Историю о любимом публикой кровопийце теперь рассказывают и в балете. Влад Цепеш, сражавшийся с турками господарь Валахии в XV веке, и грозный вампир в веке XIX теперь прорезает сцену в роскошных прыжках. Премьера балета «Дракула. Начало» только что прошла в Кремле, а 12 декабря спектакль покажут в Петербурге, в БКЗ «Октябрьский». В главной роли – звезда мирового балета Иван Васильев.

Текст: Анна Гордеева

Большой секрет для маленькой компании

Масштабный двухактный спектакль, поставленный не в старинном многоярусном театре, – редкость редчайшая. У какой группы энтузиастов хватит денег, чтобы заказать музыку, сотворить декорации и пригласить в постановку настоящего тенора, раз композитор решил, что нужен живой голос? Но если в центре группы энтузиастов Иван Васильев, все получится. В шестнадцать, еще школьником, – победитель московского международного конкурса артистов балета; в двадцать один год – самый юный премьер Большого театра; в двадцать два – самый юный оскорбитель Большого, расставшийся с театром ради большей творческой свободы. Он ушел в менее престижный Михайловский, потому что в Михайловском мог танцевать все, что захочет, в отличие от Большого, где атлетичному танцовщику без вопросов выдавали роли борцов и героев, а графы и принцы по умолчанию обязаны были иметь более истонченный облик.
Но кто сказал, что у романтика не должно быть мускулов? И Васильев внес в романтический репертуар весь пыл своей души и всю возможную виртуозность, и из балетов XIX века стала исчезать меланхолия, они стали превращаться в трагедии шекспировского масштаба. Но и репертуар Михайловского (а также тех театров, куда он ездит на гастроли) оказался ему тесен, и два года назад Иван, не расставаясь с петербургским театром, создал свою собственную компанию V.I.V.A.T. («Васильева Ивана Владимировича авторский театр»). В нее он собрал артистов московских и петербургских театров, также не бросающих основное место работы, но заинтересованных в поиске, в открытиях и рискованных премьерах. И, сотворив полдюжины одноактовок (одна из них, «Девочка со спичками», оказалась в лонглисте «Золотой маски»), вышел на простор большого балета. Ответственность за проект он поделил с режиссером Алексеем Голубевым.

Эх, укушу!

На афише балета стоит фраза «По мотивам книги Брэма Стокера», но от романа ирландского писателя в сюжете осталось немногое, да и то во втором акте. В первом век XV, когда Влад еще вовсе не вампир, а защитник родной страны от турков и любящий муж. Нежный дуэт с женой (ведущая солистка Большого Кристина Кретова), которую герой буквально носит на руках (танцовщик-виртуоз вставил в танец все возможные виды поддержек, в том числе на одной руке, где поднятая над головой ладонь артиста становится троном для балерины), необходимость расставания с любимой, потому что враг у ворот. Опьянение битвы, дуэль с Султаном (премьер Михайловского театра Иван Зайцев) – тут все вспоминают о Спартаке, роль которого стала одной из лучших в репертуаре Васильева. Но следующее воспоминание уже о другой его звездной роли – Иване Грозном.
Юрий Григорович в своем балете о припадочном русском царе выдвинул версию, что государь стал психопатом и убийцей из-за того, что вороги отравили его любимую жену Анастасию. Иван Васильев, сочиняя свой балет о Дракуле, пошел тем же путем: в его спектакле турки специально извещают жену героя о смерти супруга, и она в отчаянии убивает себя. Обнаружив бездыханное тело любимой, правитель Валахии просит у темных сил могущества для мести и становится бессмертным вампиром, в одиночку способном разнести все турецкое войско.

Дракула, или путь домой

Если первая часть балета – объясненное путешествие во тьму, то вторая – маршрут к свету. В буквальном – убийственном для вампира – смысле этого слова. Мы попадаем уже в Лондон, где мрачный Дракула в эффектном черном плаще забредает на бал к благородному семейству, выходит замуж красавица Мария (ведущая солистка Большого театра Мария Виноградова, между прочим, в реальной жизни жена Ивана Васильева). Пара пылких взглядов и вот уже для девушки не существует никто из родных и гостей, все замерли в оцепенении: вампир и его новая любовь танцуют вдвоем, а затем исчезают, переносясь в замок Дракулы. Но жених, которого так невежливо отодвинули на его собственной свадьбе, обращается за помощью к ученому ван Хельсингу, и этой парочке, отправившейся в зачарованные владения вампира, удается-таки снять с девушки морок. Впрочем, сам вампир не очень-то рвется удержать ее при себе: если она его не любит добровольно, зачем все это нужно? У кровопийцы душа романтического героя, ну и финал, конечно, будет романтическим.
Всю историю комментирует в песенных монологах словацкий тенор Ладислав Бубнар (финалист 6 сезона шоу «Голос»), обстановка средневекового замка создана как декорациями, так и видеопроекциями, а пространство сцены открыто как для грандиозных трюков главного героя, так и для галантных танцев придворных, и для хищно кидающихся турецких солдат. «Дракула. Начало» – яростная история яростного человека, где в центре танцовщик экстра-класса. И, становясь хореографом, он также стремится к самому высокому качеству.