«Штандарту» двадцать!

Парусник «Штандарт» в Петербурге уже давно стал легендой: смелая, даже безумная идея, строительство руками волонтеров, символ «Алых парусов»… В этом году «Штандарту» исполнилось 20 лет, последние десять парусник не заходит в Россию, хотя и продолжает нести на своем борту российский триколор. Журнал «Линия полета» рассказывает историю знаменитого корабля.

Текст и фото: Владислав Букин

Стройка всем городом

Эта история большой мечты о море началась в непростое время. В 1992 году будущий капитан и один из владельцев фрегата Владимир Мартусь с двумя друзьями решили воссоздать фрегат Петра I «Штандарт». Это относительно небольшое судно длиной 34 метра и 220 тонн водоизмещения. Ни чертежей, ни подробной технической информации о нем не сохранилось.
«Штандарт» был первым в серии из девяти кораблей, построенных на Олонецкой верфи, все они мало отличались друг от друга. Еще в 1988 году по заказу Эрмитажа историк Виктор Крайнюков провел научную работу и воссоздал облик «Штандарта», а судомоделист Григорий Атавин построил модель фрегата. Сейчас она стоит в Меньшиковском дворце. И вот в ноябре 1994-го на верфи некоммерческого объединения «Штандарт» в Орловском парке прошла церемония закладки киля будущего фрегата. Первые $10 000 на проект появились с продажи шхуны «Святой Петр», которую Владимир Мартусь с друзьями построили, будучи студентами Ленинградского кораблестроительного института.

Город в то время тоже активно поддерживал «Штандарт»: земля, электричество, коммуникации – все для участников проекта было бесплатным. Потом появились спонсоры. Первым стал Родрик Кей, основатель Dolphin Exhibitions. Консульства Великобритании и Голландии привлекали к работе компании и благотворительные организации. Кто-то поддержал проект финансами, кто-то материалами. Приходила финансовая помощь и от частных лиц. Все это в ценах того времени – $1,5 млн. Но главное – труд 60 человек, которые на добровольных началах вкладывали в проект свои умения и эмоции.

Своими руками

При этом задача стояла непростая. С одной стороны, нужно было сделать историческое судно, а с другой – учесть текущие реалии и требования к безопасности. Поэтому на корабле есть дизельные двигатели, современные системы, навигационное оборудование, спасательные плоты, кровати для рядового состава, душ, туалеты. А вот с исторической частью все намного интереснее. Все, что выше пушечной палубы строго в соответствии с технологией XVIII века: мачты, такелаж, палуба, отдельный кубрик с гамаками для матросов. На борту даже есть гальюн тех лет с отдельными сидушками для царских особ, офицеров и рядового состава. В соответствие с исторической частью выбирались и материалы для строительства. Так, набор корабля сделан из дуба, причем в остове «Штандарта» есть и знаменитый Потемкинский дуб из Таврического сада.

Для изготовления сложной формы шпангоутов на верфи сделали специальную парилку для досок – деревянный ящик длиной 12 метров, одним концом соединенный с трубой от котла. Каждый готовый шпангоут весил около двух тонн, а всего на изготовление и монтаж 44 шпангоутов у корабелов ушло два года. Ребята даже построили собственную кузню, где ковались корабельные гвозди и прочие железные детали. Была и мастерская резьбы по дереву.
На обшивку корабля пошла лиственница из корабельной Линдуловской рощи, заложенной по приказу Петра I. Специально для «Штандарта» специалисты Академии наук и Института лесного хозяйства разрешили срубить 30 стволов диаметром около 1,1 м. И таких историй в строительстве «Штандарта» было очень много.
Строился «Штандарт» неполных шесть лет. Спуск на воду корабля состоялся 4 сентября 1999-го. Церемония собрала около 40 000 зрителей. Это был настоящий городской праздник!

На полном ходу

За время строительства корабля из волонтеров и морских романтиков получились грамотные и разносторонние профессионалы. На верфи приходилось не только читать чертежи и плотничать, но и изучать строение корабля, работу паруса, такелаж… К тому же каждую деталь приходилось делать своими руками.
В июне 2000 года «Штандарт» отправился в свое первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства, по городам и странам, которые более 300 лет назад посетил молодой Петр, обучавшийся корабельному ремеслу. Большая часть строителей «Штандарта» были в составе первого экипажа корабля.
Так «Штандарт» стал символом Петербурга и завсегдатаем городских праздников и реконструкций. С 2005 по 2007 годы участвовал в возобновленных «Алых парусах». В 2006 году проход парусника по Неве наблюдали около 2 млн человек! А летом 2009-го «Штандарт» оказался изгнанником.

На чужбине

Почти десять лет «Штандарт» не был дома: по закону историческое судно не может эксплуатироваться на территории России. Корабль был признан небезопасным, и ходить своим ходом ему было запрещено: летом 2009-го Владимир Мартусь отбуксировал «Штандарт» в Котку. С тех пор фрегат с российским флагом ходит по всей Европе, но в России появляться не имеет права.

Капитан Владимир Мартусь

В Европе с сертификацией исторических судов дела обстоят иначе. Российский «Штандарт» успешно прошел проверку на соответствие нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, получил сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland. Европейцы, кстати, неоднократно предлагали Владимиру Мартусю сменить гражданство парусника, но капитан остается непреклонен: «Да, я хочу, чтобы «Штандарт» мог возвращаться в Петербург, выходить в другие страны и снова возвращаться. Фрегат Петра должен быть в городе Петра. И сейчас ситуация потихоньку меняется в сторону разрешения всех острых моментов. Я очень надеюсь, что к 2021 году, когда Петербург будет принимать регату больших парусников, нам удастся получить все необходимые разрешения. И фрегат, с которого начался весь Балтийский флот, вновь будет радовать горожан своей красотой».

На борту «Штандарта»

На борт «Штандарта» может попасть практически каждый, независимо от пола (60% экипажа – женщины), возраста, национальности и подготовки. Для желающих изучать морское дело постоянный экипаж проводит лекции о том, как ориентироваться по звездам, прокладывать курс по бумажным картам, рассказывает основы теории корабля и историю появления флота в России.
А вот условия жизни спартанские! Поход на историческом судне – это не круиз в отдельной каюте. Рядовой состав живет в больших кубриках на 10-12 человек, некоторым приходится спать в гамаках, на больших переходах экономить пресную воду. Все без исключения стоят вахты, работают с парусами, драят палубу, приводят в порядок внутренние помещения. На борту строгий антиалкогольный закон, в море нельзя пить даже пива, и нецензурная брань запрещена.

Основные источники финансирования фрегата – участие в различных фестивалях и киносъемках. Есть у «Штандарта» и постоянные спонсоры. Кроме того, у европейцев в порядке вещей поддерживать подобные молодежные проекты. Верфи, например, бесплатно обеспечивают докование или подъем на слип на время ремонта, порты – бесплатную стоянку.

За 20 лет «Штандарт» почти восемь раз обогнул земной шар, из 167 000 морских миль 106 880 прошел под парусами. На борту корабля прошли практику 8 293 человека из 27 стран! Остается надеяться, что «Штандарту» удастся разрешить все формальности и он снова вернется на берега Невы.