Семен Михайловский: «Искусство нуждается в интерпретации»

VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 ноября. О том, чего ждать от секции «Изобразительное искусство», «Линии полета» рассказал ее руководитель, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, куратор, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский.

Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский|Rector of the St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture. I.E. Repina Semyon Mikhailovsky

Семен Ильич, на Санкт-Петербургском международном культурном форуме вы являетесь руководителем секции «Изобразительное искусство». Чего можно ожидать в этом году? Планируется ли в рамках секции что-то непривычное?
Главным событием, конечно же, станет выставка в Манеже. Это масштабный проект, посвященный двум советским художникам – питерцу и москвичу, Александру Дейнеке и Александру Самохвалову. Вечное противостояние Петербурга и Москвы в культуре, в спорте… Мы собрали более двух сотен работ из более чем сорока музеев и частных собраний. Экспозиция необычная: в Манеже строим трибуны с футбольным полем. Работы представлены в секторах: герои и дети, труд и спорт, война и мир. Во время форума там же, в Манеже, пройдет международная конференция «Красная стрела», посвященная экспонированию советского искусства. Мы также пригласили руководителей академий художеств из Италии, Франции, Германии и, конечно, Китая, с которым у нас традиционно теплые связи.
Еще одна выставка «Двуликий Янус» откроется в Академии художеств. Там будут представлены произведения, созданные в стране, которой уже нет на карте, – Германской Демократической Республики. Когда я был студентом, отличников отправляли в Дрезден. Тогда у меня возникли сложности с выездом за границу, кому-то показалось, что я неблагонадежен. И вот теперь мы привозим студенческие работы, созданные в Восточной Германии в 1950-1970-х годах, которые не часто экспонируются потому, что для западных немцев связаны с послевоенными травмами, фантомной болью нации. Рядом с ними будут представлены работы современных студентов Академии Дрездена, создавая драматичную перекличку времен и поколений.
Также в программу включена выставка в арт-пространстве «ДК Громов» – современное медиаискусство интересно для молодых, на которых мы возлагаем надежды. Выставку в Манеже планируем представить не только высоким гостями форума, ведь по сути это место широкого диалога. Мы живем в сложное время, когда через культуру, через искусство мы можем услышать, понять друг друга.

Можете ли вы, человек, ежедневно погруженный в искусство, дать совет, как не пропустить в постоянном потоке информации важное произведение, увидеть истинный бриллиант?
Самая главная проблема человеческой жизни в том, что она ограниченна во времени. Поток информации превосходит человеческие возможности восприятия. На что мы тратим время? Чем больше я живу, тем больше над этим думаю. Мы можем посетить пять не очень интересных выставок и потратить на это кучу времени. В тоже время есть произведения, к которым можно обращаться бесконечно, открывая глубокий смысл. Необязателен калейдоскоп образов. Этим искусство и интересно, что художник видит то, что не видит обычный человек. Он открывает незаметное, новое, благодаря чему у зрителя жизнь становится более разнообразной, интеллектуальной, чувственной.

‘Россия. Санкт-Петербург. 2 декабря 2016. Ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский во время сессии Россия

Насколько необходимо объяснять человеку искусство? Зачем люди вообще становятся искусствоведами?
Любое искусство нуждается в интерпретации. Приходя в православный или католический храм, мы должны понимать особенности сакрального места. Рассматривая картины, мы должны понимать, о чем они, в чем их смысл. Особенно в обширных комментариях нуждается современное искусство: здесь фигура куратора, искусствоведа, критика необходима. Часто непонятные жесты после объяснения становятся оправданными. Искусство, имеющее сложный контекст благодаря фигуре искусствоведа или критика, становится понятным.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать успешным в сфере искусства – и как создатель, и как продавец?
Раньше было понятней, как стать успешным. Сейчас все сложнее, нужно совмещать разные сферы. При этом, на мой взгляд, важна внутренняя свобода, искренность высказывания, искренность общения. Человек, связавший себя с искусством, должен быть по природе ироничен. Не принимаю угрюмость, тяжеловесность суждений. Безусловно, очень важны коммуникации. Ведь нужно поймать волну, понять, что интересует людей, потому что мы часто просто не слышим друг друга. Не стесняться признаться в том, что ты что-то не понимаешь, не скрывать это за ширмой ненужных слов или отвержения.

В этом году страной-гостем Культурного форума стал Китай. Насколько российское искусство востребовано в Азии? И ожидается ли что-то особенное от участников из КНДР?
У России долгая история взаимоотношений с Китаем. Думаю, мы понимаем эту страну лучше, чем европейцы или американцы – у нас сложная долгая совместная история. В российско-китайских отношениях много сил было потрачено на преодоление разных преград. А сегодня у Китая большие амбиции. В этом смысле ему интересен художественный опыт нескольких стран – Франции, России, Америки, как преуспевших в арт-менеджменте, продвижении современного искусства.
В Академию художеств первые китайские студенты приехали в конце 1950-х. В период культурной революции 1960-х они подверглись репрессиям, как воспитанники советских вузов. В 1980-е годы, в период реформы, когда страна стала более открытой, забрезжила перспектива развивать взаимовыгодные отношения на новом уровне. Прошедшие нашу школу стали руководителями китайских вузов и послами русской культуры. Но мы не можем жить только воспоминаниями, тем, что отцы и деды были связаны с Советским Союзом. Этому посвящен круглый стол ACADEMIA и другие мероприятия с китайскими коллегами.
Ведь в Китае существует и традиционное искусство, и реалистическая традиция, и современное искусство в самых разных формах. Молодые художники тянутся к современному искусству. Это поддерживается арт-индустрией, в которой задействованы мощные силы, огромные ресурсы. Но искусство может быть дистанцированно от хищнического рынка и от токсичной политики. Чтобы у современного, стремящегося к новизне, и классического искусства, которое оперирует традиционными ценностями, был баланс.