В этом году исполнилось 20 лет уже ставшему легендой снегоходу «Тайга» от «Русской механики». В феврале 1999 года из корпуса Рыбинского моторного завода выехал пилотный образец нового поколения, а через год стартовало его серийное производство. К слову, в декабре 1998 года «Русская механика» отметила двухсоттысячный экземпляр снегохода «Буран».
Текст: Владислав Букин
Обе линейки – и «Буран», и «Тайга» – после ряда модернизаций продолжают выпускаться. С 2018 года компанию им составила новая модель снегохода RM Vector 555, и это действительно совершенно новая машина. Что касается «Тайги», то в 2019 году разработчики существенно доработали подвеску, эргономику и дизайн, выпустив последнюю версию снегохода под названием Tayga Patrul 800 SWT. Теперь это скорее «турист», нежели «утилитарник». Во всяком случае такая цель была у специалистов «Русской механики». Что еще роднит и Vector с «Тайгой» – это схожая стоимость. Что же покупатель получает за полмиллиона рублей?
Хозяин тайги
В целом шасси «Тайги» осталось без изменений, это по-прежнему стальная рама с усиленными телескопическими стойками спереди и склизовой задней подвеской с моноамортизатором сзади. А вот внутри есть несколько интересных новшеств. Первое – это новая задняя подвеска с увеличенным ходом в 385 мм и подламывающейся пяткой. Сам амортизатор с настройкой и регулировкой преднатяга пружины. Это добавило плавности хода и комфорта при езде. Гусеница Beaver SWT рассчитана на тяжелые модели снегоходов, поэтому с надежностью у этого элемента все в порядке. Высота грунтозацепов у нее 30 мм, что позволяет уверенно себя чувствовать на целине.
В передней части подвески «телескоп», но тоже с увеличенным с ходом 150 мм. Управлению снегохода помогают и легкие пластиковые лыжи от компании Camso (Camoplast).
Силовой агрегат на «Тайге» V-образный, четырехтактный объемом 800 см3 с системой подогрева охлаждающей жидкости марки ODES V800 от Shandong Liangzi Power. Не стоит пугаться китайского производителя, госкомпания Liangzi Power – один из крупнейших производителей моторов в КНР. Плюс на адаптацию силового агрегата под снегоход инженеры «Русской механики» потратили два года, прежде чем он встал на конвейер. Мощность мотора – 60 л.с., что позволяет машине без проблем пересекать отметку в 100 км/ч. Объема топливного бака в 55 литров хватает на 250 км спокойного пробега.
Что касается уровня комфорта, то разработчики переработали водительское место, сделав выше рулевую стойку, заменив блок со всеми кнопкам и рычагами управления. Приборную панель на снегоход поставляет фирма Koso. Даже в базовой комплектации сиденье теперь двухуровневое и двухцветное. Комфорта пассажиру добавляют обогреваемые рукоятки.
Фаркоп, розетка на 12 Вольт, аккумулятор увеличенной емкости, система предпускового обогрева на 220 Вольт и датчик опрокидывания также в базовой комплектации. В целом, отзывы о машине хорошие. В этой ценовой категории у отечественного снегохода пока конкуренции нет. Все просто, надежно, ремонтопригодно, но не стоит ждать от новой «Тайги» туристических подвигов. В большей степени это «утилитарник», на котором можно выезжать в походы выходного дня. Если все же стоят туристические цели, стоит присмотреться к новой модели «Русской механики» – снегоходу RM Vector 551.
Вектор на «премиум»
RM Vector 551 построен уже на новой алюминиевой платформе. Проектировать узел «Русской механике» помогал МГТУ имени Баумана. И эта консолидация усилий дала свои плоды: рама получилась жесткой, причем вес узла всего 55 кг.
Силовой агрегат здесь знакомый – двухтактник РМЗ-551 с инжектором. Применение распределенного впрыска топлива и электронного блока управления позволило увеличить мощность силовой установки до 67 л.с. Но покупателям также доступны снегоходы с карбюраторной версией этого мотора. Это агрегат мощностью 60 л.с., такой же как устанавливается на моделях «Атака 551» и Patrul 551. Стоимость карбюраторной версии снегохода меньше на 100 000 рублей, однако заявленный расход топлива у него выше почти на 20% по сравнению с «впрысковым» вариантом. Инжекторный двигатель дополняет новая коробка передач, которая разрабатывалась специально под Vector 551.
Впереди у «Вектора» появилась рычажная подвеска. Это пока первый вариант отечественного серийного снегохода с современной рычажной подвеской, и отзывы о ее работе у покупателей пока совпадают с заявлениями разработчиков. Управляемость и маневренность снегохода на уровне крепких снегоходов топовых зарубежных брендов. Особенно по пересеченной местности. К надежности агрегата пока также нареканий не было.
Задняя подвеска классическая, с двумя горизонтальными амортизаторами. Ход у нее 385 мм, что для «туриста» очень хорошие показатели. Подвеска настраивается, исходя из массы груза и пожеланий по динамике. Есть регулировнка преднатяга пружин и демпфирования самих амортизаторов. Гусеница на «Векторе» аналогичная «Тайге» – Biver шириной 500 мм с 30 мм грунтозацепами производства курского завода «Композит».
И немного про внешний вид и эргономику. Здесь уже есть все обычные атрибуты топовых версий зарубежных аналогов: «горная стропа» и J-образные рукоятки руля, которые отлично дополняются приборной панелью с электронным указателем топлива. Показания приборов читаются хорошо, все на привычных местах. Даже в базовой модели снегоход оснащается светодиодной оптикой.
Доступны варианты с двухместным или одноместным (плюс большой багажник) сиденьями. Все снегоходы уже идут с подогревом курка газа и пассажирских и водительских рукояток. Дополнительный бонус – японские аккумуляторы от Yuasa с увеличенным сроком службы.
Как и в случае с «Тайгой», у Vector 551 есть отличное преимущество перед иномарками в виде цены. За 600 000 покупатель получает полноценный туристический снегоход, на котором при случае можно и «прохватить», и покататься по целине, сделав и то и другое с комфортом.