Что делать, если вы опоздали на самолет?

Опоздание на самолет может иметь самые печальные последствия: от перечеркнутого отпуска до негативного влияния на карьеру. Догнать взмывший в воздух лайнер уже не получится, придется решать проблему на земле. Что же делать, если вы допустили такую оплошность? Разбираемся вместе с «Линией полета».

Простые правила

Как бы вам ни было досадно, помните, что ни одна авиакомпания не станет задерживать рейс из-за опаздывающих пассажиров. Связано это с тем, что вылеты всех бортов строго регламентированы: если самолет по каким-то причинам пропустит свою очередь, ему придется ждать окна в расписании, которое может наступить очень нескоро. К тому же перевозчику будет грозить весомый штраф.
Еще один весомый аргумент в пользу того, чтобы добраться до аэропорта заранее: если вы приобрели билеты туда и обратно или у вас есть пересадка и опоздали на один из рейсов, все остальные билеты, увы, становятся недействительными. Чаще всего это действительно так в отношении билетов эконом-класса или купленных по спецтарифам. В самых редких случаях опоздавший может оплатить штраф и приобрести новый билет, спасая оставшиеся перелеты.

Памятка

  • Регистрация в аэропорту начинается за 2-3 часа и заканчивается за 40-60 минут до вылета по расписанию.
  • Онлайн-регистрация заканчивается раньше обычной – за 45-90 минут до вылета.
  • Посадка в самолет заканчивается за 15-30 минут до вылета.
  • Время вылета и прилета в авиабилете местное.

Ситуация первая

В случае если вы не зарегистрировались на рейс, не явились на посадку и не улетели, при этом не сообщив авиакомпании об опоздании, все последующие перелеты в рамках билета, как правило, сгорают. Пассажирам первого или бизнес-класса могут предложить пересесть на следующий рейс без доплат или вернуть деньги за неиспользованные сегменты перелета, если пассажир передумал лететь. Для этого потребуется заявление на возврат, поданное в представительство авиакомпании в аэропорту или в городе.
Если вы все-таки успели зарегистрироваться в последний момент, но на посадку не успеваете, запросите в аэропорту услугу Fast Track. Сотрудники аэропорта без очереди проведут вас через все этапы контроля через особый коридор. Услуга платная, как правило, ее можно забронировать онлайн по пути в аэропорт или на стойке регистрации.

Памятка

  • Приезжайте в аэропорт как минимум за два часа.
  • Если путешествуете с животными или негабаритным багажом – за три.
  • Заранее изучите схему аэропорта, это может пригодиться.
  • Если понимаете, что опаздываете, свяжитесь со службой поддержки сайта, на котором приобретали билет, до окончания регистрации.

Ситуация вторая

У вас есть регистрация, но на посадку вы опоздали, например, заблудившись в аэропорту? Идите к представителям авиакомпании, которые скорее всего смогут помочь: возьмут штраф за неявку на посадку и перебронируют остальные сегменты перелета. Если вы приобрели дорогие билеты, это того стоит! Если вы проходили онлайн-регистрацию алгоритм действий тот же.
Если вы едете в аэропорт, но чувствуете, что не успеваете, попробуйте пройти онлайн-регистрацию. Мобильный посадочный даст возможность перебронировать остальные сегменты перелета. Здесь многое зависит от правил тарифа, которые указываются на сайте авиакомпании и при покупке билета.

Памятка

  • Пройдите онлайн-регистрацию, если она еще доступна.
  • Обращайтесь в представительство авиакомпании, чтобы перебронировать остальные перелеты в билете.
  • Следите за временем закрытия гейта, указанное на билете.
  • Изучайте информационные табло, чтобы не пропустить важную информацию.
  • Слушайте объявления по громкой связи: возможно, вас уже ищут.

Ситуация третья

Вы опоздали на стыковочный рейс, это не редкость, бывает. В случае если вы купили билеты с короткой стыковкой, вы сами себя наказали за любовь к экстриму: авиакомпания не сможет вам помочь. В случае задержки первого рейса виновная авиакомпания обменяет посадочный талон на новый без штрафов и позволит сделать бесплатный звонок, например, родным или встречающим. Эти правила касаются случаев, если оба перелета выполняет одна компания или разные, но перелеты оформлены единым билетом.
Если новый вылет состоится не в этот же день, авиакомпания обязана предоставить вам гостиницу. Если новый рейс ожидается более чем через три часа, авиакомпания должна вас накормить и предоставить бутылку воды. Меню, правда, остается загадкой: это может быть и шикарный обед, а может – булочка.
Что касается багажа, то в зависимости от времени вылета нового рейса его вам или выдадут, или перегрузят на новый борт совершенно бесплатно. Если в билете была учтена стыковка, авиакомпания несет ответственность за ее обеспечение. Однако если вы сами пропустили посадку, ваш чемодан улетел, а вы остались, перевозчик не может вам помочь. Улетевший без вас в полет чемодан придется возвращать через службу Lost and Found.
Если пересадка оформлена отдельным билетом, и вы опоздали из-за задержки предыдущего рейса, опоздавшая авиакомпания скорее всего выплатит вам компенсацию или предоставит извинительные бонусы. Однако за улетевший рейс (даже свой собственный) она никакой ответственности не несет и новый посадочный вам не выдаст.
Если правила тарифа позволяют, вы можете обменять или сдать билет. Если нет, купить новый. Деньги можно попробовать вернуть: сохраните все чеки и квитанции, подтверждающие расходы. Также рекомендуем взять в авиакомпании справку, что прилетевший рейс опоздал. После составьте досудебную претензию и отправьте ее в авиакомпанию. Есть шанс получить компенсацию в полном размере или частично даже без обращения в суд. При составлении претензии зарубежной авиакомпании опирайтесь на Монреальскую конвенцию.

Памятка

  • Планируйте время стыковки минимум на 2-2,5 часа.
  • Закладывайте запас времени на визовые формальности, поиск нужных стоек в незнакомом аэропорту, регистрацию пассажиров и багажа, а также на форс-мажор любого рода.
  • Если предстоит пересадка, лучше заранее изучить способы, какими можно добраться до другого терминала.
  • Внимательно читайте условия своего тарифа.