В режиме автопилота

Мечта об идеальном искусственном интеллекте не оставляет умы людей. Роботы-помощники, умные дома, беспилотный транспорт – в последней теме ученые преуспели особенно. Производители готовы к серийному выпуску автономных автомобилей, и, по прогнозам, вскоре нас ждет беспилотная реальность.

Текст: Владислав Букин

Фото: Samuele Errico Piccarini

По следам Незнайки
Автономные автомобили были еще во времена СССР. Любимый писатель всех российских детей Николай Носов в книге «Незнайка в Солнечном городе» описывал беспилотные такси. Принцип их работы был схож с технологиями, которые применяются в нынешних автомобилях. Вызвать машину можно было у каждого столба, который был оборудован специальной кнопкой. На внутренней панели такси располагались кнопки с названиями улиц города. После выбора пункта назначения машина везла пассажира по самому кратчайшему пути.
В современных автомобилях системы помощи водителю – уже давно не новость. Круиз-контроль, помощь при парковке, предотвращение столкновения с пешеходами стали привычными атрибутами даже бюджетных авто. Следующий уровень автоматизации – автомобили, управление которыми полностью на себя берет компьютер.
Пока что серийно такие машины не выпускаются, но это дело ближайших пяти-восьми лет. Зато модели с частичной автоматизацией уже есть, они даже ездят по дорогам общего пользования. В определенных ситуациях машина может взять полное управление на себя, в том числе регулировку дросселя и маневры рулевым колесом. Тем не менее основные функции по контролю автомобиля лежит на плечах водителя.

Илон Маск другие
Что касается технологий, на основе которых строится автоматическое управление, то у разных производителей они отличаются. Так, автомобили Tesla оборудованы восьмью камерами с широким углом обзора, дополняют их ультразвуковые сенсоры и система предотвращения столкновения с пешеходами. Вся информация с датчиков поступает в бортовой компьютер, в котором заложены модели поведения авто при тех или иных ситуациях. Входящая информация анализируется и далее компьютер дает сигнал органам управления автомобилем. Тем не менее полного автопилота на Tesla нет.
У GMC схожая система управления – Super Cruise. В отдельных моделях автоконцерна она уже доступна для покупателей. Но использовать ее можно только на тех магистралях, которые заложены в бортовом компьютере. И опять же, полностью человека эта система не исключает.
Немецкий концерн Volkswagen совместно с партнерами из Audi и Porsche взяли за основу своей системы управления дорожную разметку, то есть привязки к определенным магистралям, как у GMC, у них нет. Главное условие – разборчивая разметка. Тогда как в некоторых моделях BMW, например, применена система помощи водителю, которая следит за глазами шофера и делает подсказки водителю исходя из ситуации на пути. И опять же у этой системы важна качественная разметка.

Фото: Bram Van Oost

Груз на автопилоте
Тема автономного управления развивается и в грузовом транспорте. Испытания машин с четвертым уровнем автономности, когда в определенных ситуациях автомобиль движется полностью в автономном режиме, уже проводятся на дорогах общего пользования. В начале сентября концерн Daimler сообщил, что планирует испытать свои беспилотные автомобили на юго-западе штата Виргиния, США. Кстати, это не так далеко от компании Torc Robotics, разработчика технологий автономного вождения, которую совсем недавно приобрел Daimler. Но и здесь в постоянном режиме будет находиться инженер, который должен следить за работой системы.
Разработку подобных систем ведет и крупнейший в России производитель грузовой техники – КАМАЗ. Генеральный директор завода Сергей Когогин неоднократно заявлял о том, что в 2019 году КАМАЗ планирует приступить к тестам автономных грузовиков на внутризаводской территории.

Буква закона против
Несмотря на все радужные перспективы использования беспилотников, у технологии есть и ряд проблем, который существенно препятствует развитию этой области. В частности, пока у автономных автомобилей нет никакой юридической базы, специалисты сомневаются в уровне безопасности новой техники. Поэтому, комментируя развитие технологии беспилотников на КАМАЗе, Сергей Когогин заявил: «Наш отраслевой институт НАМИ участвует в этой работе в Еврокомиссии. Все мы сегодня понимаем, что юридические вопросы будут решены еще не скоро. Поэтому мы взяли направление закрытых дорог: карьеры, внутризаводские перевозки».
И самый главный фактор, который стоит на пути беспилотников – это сами водители. Для большинства из них вождение автомобиля – это само по себе удовольствие. И отдавать удовольствие на откуп роботу не хочется. Во всяком случае пока.