Поет Певцов

В преддверии больших концертов в Кремле Дмитрий Певцов рассказал «Линии полета» о карьере музыканта и концертной программе «Музыкальные шедевры советского кино» его «ПевцовЪ-Оркестра».

Дмитрий, в этом году у вас сразу два творческих юбилея – 35 лет в театре и 20 в качестве музыканта. Это большой путь для человека, который рос и становился все-таки в спортивной среде. Что это было за решение пойти в ГИТИС? Как оно принималось и какие планы рисовались в голове молодого человека?
Решение стать актером пришло неожиданно и на первый взгляд случайно, хотя никаких случайностей в этом мире не бывает – в этом я абсолютно уверен. Очевидно, существовала внутренняя потребность быть на виду, привлекать внимание… В школе это выражалось в систематическом хулиганстве, попытках как-то повеселить и привлечь взгляды однокашников. Я пошел поступать на актерский факультет, ничего не зная об этой профессии и видя только ее фасад – прекрасные фильмы, блестящих актеров-небожителей, их славу, узнаваемость.

Как родители отнеслись к выбору?
Родители отнеслись с пониманием, спокойно, даже помогали мне. Мамина подруга познакомила меня с актером театра им. К.С. Станиславского Виктором Древицким, который помог мне составить программу и позаниматься с ней, за что ему огромная благодарность.

Ваша театральная (Таганка, Виктюк, Ленком) и кинокарьера развивались довольно быстро. Нравился статус молодой звезды? И что он вам давал?
Сколько себя помню, особенно в начале моей службы в Театре на Таганке, мне очень хотелось, чтобы меня узнавали на улице, в метро после спектакля… И когда на экран вышел фильм «По прозвищу Зверь», я получил то, что хотел. При этом моя жизнь мало изменилась – частенько из-за нехватки денег я продолжал «бомбить» на машине вместе с моими друзьями актерами Алексеем Серебряковым и Сергеем Векслером. Как показывает практика, от получения известности, призов и наград актер лучше не становится, а вот последствия звездной болезни могут не только разбалансировать, но и окончательно разрушить неподготовленную психику. Меня Господь от этого уберег, хотя «метастазы» моего скрытого тщеславия и по сей день меня посещают. А вообще, я думаю, «звездность» – это не для России.

С другой стороны, этот расцвет пришелся на время больших перемен в стране. Можете вспомнить, как и чем жили в то время, какие-то чувства, мысли?
В девяностых мы жили очень бедно и очень весело. Мы влюблялись, только-только начинали создаваться наши семьи, жили творчеством, нашими новыми театральными и киношными проектами. Бились в комплексах по поводу отсутствия жилья и как-то не очень боялись страшного беспредела и безвластия, которые тогда разрушали нашу великую страну.

Дмитрий, сегодня вы уже состоявшийся актер, имеющий успех у публики и престижные награды. Скажите, сам себе вы больше нравитесь этим профессионалом или же Яковом Сомовым из «Матери»?
Тот Дмитрий Певцов, который в конце 1980-х сыграл Якова Сомова в блистательном фильме Глеба Панфилова «Мать», и я сегодняшний – очень сильно отличающиеся друг от друга люди. Кто из них лучше, кто хуже, на мой сегодняшний взгляд, – вопрос, с одной стороны, простой, с другой – некорректный, а с третьей… Об этом Дмитрие Певцове, о его жизни, потерях, радостях, о его предках и самых близких, о его грехах и вере в Бога, о его самых близких и любимых людях мы рассказываем в музыкальных моно-спектаклях с участием «ПевцовЪ-Оркестра». «Откровения», «Неожиданно 55», «То, что я должен сказать…» – это названия наших спектаклей, в которых нет написанного текста (это спектакли-импровизации), но есть определенные темы и жестко закрепленные по смыслам музыкальные произведения. И как показала практика, зрители на этих спектаклях в какой-то момент действия начинают не просто наблюдать за откровениями Певцова, а пытаются разобраться сами с собой, со своей жизнью, судьбой, радостями и потерями, грехами, верой…

Дмитрий, 20 лет вы занимаетесь музыкой, но единственный сольный альбом вышел лишь в 2004 году. Как решились записать его?
Слава Богу, этот альбом уже не единственный. В год 80-тилетия Владимира Высоцкого мы выпустили виниловый и компакт-диски «Баллада о Высоцком». В течение последних девяти месяцев мы записали более тридцати песен, которые войдут в наши следующие два или три диска.
Я человек больше театральный, и мне больше по душе работать со зрителем на сцене. Каждый концерт имеет свою жесткую схему, сюжет, и мы с нашими зрителями разговариваем о том, что нас волнует, радует, бесит с помощью песен, каждая из которых стоит в определенном месте выступления. В звукозаписывающей студии эта драматургия теряется, на первом плане стоит техническая составляющая. И вытащить нужную эмоцию, атмосферу песни так, как это происходит на концерте, для меня задача довольно трудная. Но заниматься этим надо, и я учусь, в том числе и этой студийной работе над песнями.

В начале ноября вы даете два больших концерта с песнями из советского кино. Масштаб такой серьезной площадки как Кремль не пугает? А вдруг никто не придет?
Кремль меня не пугает, у нас гениальный директор Евгений Вадимович Коротаев – человек на своем месте, он зал соберет! У меня даже нет какого-то особенного волнения перед этими концертами, тем более что пока мы работаем не в Большом, а в Малом концертном зале Кремля. А там «всего» полторы тысячи зрителей, как мне известно. Но хочется, чтобы получилось так, как мы задумываем. Чтобы музыкальные шедевры советского кинематографа звучали в нашем исполнении достойно и по-новому.
Впрочем, практически половина произведений из того, что мы сыграем 2 и 3 ноября является частью нашего регулярного репертуара. А вот идея и название родилось из понимания того, как мало сейчас у нас настоящих кино-музыкальных шедевров, и как скучает по этим песням и фильмам наш зритель. Михаил Таривердиев, Андрей Петров, Геннадий Гладков, Владимир Высоцкий, Юрий Левитин, Геннадий Шпаликов, Ян Френкель, Алексей Фатьянов, Марина Цветаева, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Юлий Ким, Денис Давыдов, Сергей Есенин, Уильям Шекспир – это лишь неполный перечень авторов, произведения которых прозвучат в Кремле.

Кроме творческой деятельности, вы один из немногих артистов в России, кто всерьез занимается таким рискованным делом, как автоспорт. Можете рассказать об этом подробнее? Что это за страсть такая и что она вам дает?
С автоспортом завязал десять лет назад. Это уже мое прошлое. Кстати, начал петь и занялся автоспортом я практически одновременно и по одной причине. Захотелось научиться делать и то, и то хорошо. Хотя до занятия музыкой и шоссейно-кольцевыми гонками, был уверен, что умею петь и крутой водитель. Сейчас вспоминаю это с улыбкой… Все началось с песни Николая Парфенюка (которого я считаю своим первым учителем по вокалу) «Доля». Эту песню можно и сейчас услышать на наших концертах.