14 октября проект Dance.Dance.Dance отметит 130-летие великого танцовщика большим гала-концертом на основной сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Текст: Анна Гордеева
108 лет назад история балета сделала крутой вираж из-за того, что один-единственный танцовщик отказался на сцене от мешающих танцевать пышных панталон, оставшись только в трико, а одна почтенная зрительница этим возмутилась.
Танцовщиком был 21-летний Вацлав Нижинский – премьер Мариинского театра и главная его надежда; зрительницей – вдовствующая императрица. Понятно, что танцовщика уволили. Но вместо того чтобы каяться и уверять, что он больше никогда-никогда, только позвольте вернуться, Нижинский уехал за границу и стал звездой Дягилевской антрепризы. Теперь его танцы видел Париж и весь мир, но не Россия, о которой он много думал и по которой скучал. Поставленные на него в Европе балеты стали возвращаться в Россию лишь к концу ХХ века; легенда же о «боге танца» преодолевала границы без проблем. Поколения артистов выросли на этой легенде – и вот теперь звезды трех театров – Большого, Мариинского и Михайловского – собрались вместе, чтобы примерить на себя эти роли, попытаться представить себе, каково это – быть Вацлавом Нижинским.
Олеся Новикова, Екатерина Осмолкина и Игорь Колб из Мариинки, Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра, Кристина Кретова, Руслан Скворцов и Артем Овчаренко из Большого 14 октября на сцене БДТ покажут «Шехеразаду» и «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и монолог из «Петрушки», «Шопениану» и «Жар-птицу», обозначив огромный диапазон ролей несчастного гения, вынужденного сто с лишним лет назад уехать из страны из-за отсутствия штанов.
Диапазон этот действительно велик. Рядом, например, стоят «Шехеразада» и «Шопениана». Оба балета поставил Михаил Фокин, но насколько же разные это балеты! «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова – буйные гаремные страсти, яркие краски и яркие танцы. Шах отправляется на охоту и оставляет свою любимую жену, а к той сквозь все преграды проникает Золотой раб. Именно эта роль была поставлена для Нижинского – и раб струился вокруг своей возлюбленной, кидал на нее пламенные взгляды, летал над сценой и пластался по полу. Теперь роль Золотого раба исполнит Игорь Колб – премьер Мариинского театра с амплуа danseur noble, то есть воплощение благородства и хороших манер. Когда Колб выходит на сцену, зрители сразу верят что перед ними граф или принц, даже если персонаж переодет в крестьянина по сюжету. И вот этому благородному премьеру достается роль лукавого и отчаянного раба, что не жалеет своей жизни, чтобы проникнуть к любимой женщине, – но чужой жене. Лед амплуа, пламя роли – сочетание получится, несомненно, взрывным. Рядом же с этим пылким балетом встает нежнейшая элегия «Шопенианы».
Этот маленький спектакль, где единственный танцовщик бродит среди толпы дев в белоснежных пачках, часто считают бессюжетным, что совершенно неправильно. Сюжет «Шопенианы» – прощание с мечтами, прощание с прекрасным прошлым. Пройдет всего несколько лет, и уютный (хоть и наполненный интригами) мир классического балета содрогнется вместе с большим окружающим миром. Грянут Первая мировая, за ней революция, – эльфы и сильфиды разлетятся по свету. Фокин этого конечно же еще не знает, но предчувствует. Потому так преувеличенно пышны пачки (с тех пор называющиеся шопенками), потому так картинны жесты героя, так мимолетны пролеты балерин. Прошлое нельзя задержать, можно лишь проводить взглядом – и в нынешний петербургский вечер воплощениями этого самого идеального духа балета, еще не пережившего мировые катаклизмы, станут мариинские балерины Олеся Новикова и Екатерина Осмолкина, безупречно чувствующие этот мечтательный стиль.
Звезда Большого театра Артем Овчаренко выйдет в двух важнейших ролях Нижинского – он станет Петрушкой из одноименного балета (ярмарочная кукла бунтует против кукловода – самая трагическая и самая «предсказательная» роль Вацлава Фомича, он скоро взбунтуется против Дягилева) и Розой из «Видения розы». Последний балет – тот самый, что создал легенду Нижинского: в нем к только что пришедшей с бала и засыпающей в кресле девушке является призрак цветка, что был приколот к ее бальному платью. Он приглашает ее танцевать – но вообще-то в основном танцует сам, порхая над сценой безусильно, как и полагается призраку, а в финале вылетает в окно. Именно этот прыжок в окно вспоминали все видевшие выступление Нижинского, а «Видение розы» было первой премьерой танцовщика в Париже после отъезда из России. Этот прыжок, в котором не должно быть спортивной энергии, а должна присутствовать чистая танцевальная магия, воспроизвести чрезвычайно непросто, но Артем Овчаренко один из лучших артистов Большого, он справится. Фавном из «Послеполуденного отдыха фавна» (где балетная нечисть вовсе не отдыхает, а подсматривает за нимфой, пришедшей к ручью; спектакль – поэма юношеского желания) станет еще один премьер Большого – Руслан Скворцов. Его Нимфой – его коллега Кристина Кретова. А Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра превратятся в Жар-птицу и Иван-Царевича из балета «Жар-птица» – самого простодушного и сказочного из всех фокинских балетов. Так проект Dancedancedance, придуманный Игорем Колбом, еще раз напомнит зрителям о легенде Вацлава Нижинского. И о том, что легенды не умирают.