Борис Эйфман: «Танец – универсальный язык»

С 14 по 16 ноября пройдет VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. О том, чего ждать от события и чем сегодня живет русский балет, «Линия полета» расспросила со-руководителя секции «Балет и танец», художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Фото: Вячеслав Архипов

Борис Яковлевич, ваш театр балета активно гастролирует по миру. Скажите, бренд «русский балет» все еще популярен за границей? Как вас встречали в Америке и Японии?
Русский балет по-прежнему пользуется всемирным признанием. Правда, за рубежом от отечественных трупп все по привычке ждут хореографической классики. Наш театр, успешно развивающий современное психологическое балетное искусство и создающий оригинальный репертуар, доказывает: Россию нельзя ассоциировать исключительно с постановками позапрошлого века. Мы собираем полные залы в главных культурных столицах мира, получая восторженные отзывы зрителей и критиков. Только за первую половину этого года труппа выступила в Нью-Йорке, Чикаго, Торонто, Токио, Тбилиси, Баку, многих других городах. И везде в адрес театра звучали овации. В Японии, к слову, мы не гастролировали более 20 лет, однако нам удалось заново влюбить в себя местную публику. После спектаклей зрители признавались: они испытали настоящее духовное потрясение.
В Нью-Йорк труппа приезжает ежегодно, что свидетельствует о высочайшей востребованности нашего искусства. Уже известны даты следующих гастролей в этом городе. В июне 2020-го мы покажем в знаменитом Линкольн-центре в сопровождении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии новую версию «Русского Гамлета». В прошлом же году театр дал на этой сцене серию аншлаговых представлений балета «Анна Каренина». Танец – универсальный язык духовного общения, преодолевающий любые противоречия. Поэтому сегодня нужно активно использовать объединительный потенциал балетного искусства как средства культурной дипломатии.

2019 год для вас стал очень насыщенным: кроме успешных премьер на сцене, вас можно поздравить с открытием Детского театра танца. Готовится ли какая-то программа к этому событию?
Торжественная церемония открытия Детского театра танца пройдет 15 ноября в рамках VIII Санкт-петербургского международного культурного форума. На мероприятии будут присутствовать первые лица государства. В ходе церемонии воспитанники нашей Академии танца исполнят одноактный балет «Мусагет», сочиненный мною к 100-летию великого хореографа Джорджа Баланчина. На следующий день на сцене Детского театра танца состоится концерт. Вместе с нашими учениками в нем примут участие студенты Пекинской академии танца и Школы Государственного балета Берлина, которые представят специальную программу-поздравление.
Новый театр должен стать не просто очередной учебной сценой, а открытым для всех современным центром эстетического воспитания будущих артистов. Здесь смогут выступать детские танцевальные коллективы со всего мира. Причем мы будем рады видеть не только профессионалов, но и любителей. Появление этой общегородской публичной площадки позволит приобщить к миру высокого искусства тысячи маленьких петербуржцев.

Фото: Станислав Беляевский

Какие трудности возникают на пути того, кто сегодня занимается развитием театрального и балетного искусства? Легко ли здесь найти дорогу молодым?
Когда я сам был молодым деятелем искусства, мне приходилось сражаться не то что за каждый свой спектакль – за каждый его элемент. Люди из художественной комиссии, ничего не смыслящие в балете, пытались учить меня сочинять хореографию и рассуждали о том, правильно ли артист на сцене танцует с партнершей. Это был сплошной абсурд. Я уже не говорю о тяжелейших бытовых условиях, в которых первые десять лет работал театр. Ведь поначалу мы не имели даже собственного репетиционного помещения, труппа скиталась по холодным спортзалам с ужасными полами. В наши дни невозможно представить что-либо подобное. Молодому творцу сегодня может помешать разве что он сам. Уверен: если начинающий хореограф будет сосредоточен не на копировании образцов якобы модного искусства, а на поисках собственной художественной идентичности, он добьется успеха.

На Культурном форуме вы являетесь со-руководителем секции «Балет и танец». Чему она будет посвящена в этом году и запланировано ли в программе что-то особенное?
Одним из ключевых мероприятий балетной секции VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума будет круглый стол «Культура и дети». Я убежден, что именно эта тема сегодня стратегически важная. Процесс воспитания немыслим без художественного развития ребенка, его интегрирования в сферу истинных культурных ценностей. Если мы будем забывать о столь очевидных вещах, то окажемся свидетелями настоящей национальной катастрофы и получим поколения, оторванные как от духовного прошлого, так и от настоящего своей страны.
В дискуссии примут участие авторитетные эксперты. Мы, в частности, ждем выступлений основательницы и художественного руководителя международного конкурса учеников балетных школ Youth America Grand Prix Ларисы Савельевой, а также известного филантропа, инициатора создания в Вашингтоне Института российской культуры и истории Сьюзан Кармел. Кроме того, нами приглашены Светлана Захарова, Сергей Ролдугин, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и многие другие деятели, работающие с детьми. Центральным же событием секции станет открытие Детского театра танца.