Впервые за долгие годы в Петербурге пройдут масштабные гастроли «Имперского Русского балета» Гедиминаса Таранды в рамках мирового тура, посвященного 25-летию труппы. С 14 июня по 7 июля 7 постановок будут показаны в ДК Ленсовета. Руководитель знаменитого коллектива рассказал «Линии полета» о программе гастролей, истории проекта и географии рабочих и личных путешествий.
Как был создан Имперский русский балет четверть века назад?
В 1993 году Майя Плисецкая обратилась ко мне с просьбой поставить программу ее юбилейных концертов в Японии. Постановка в итоге была признана там лучшей балетной программой года. По возвращении Майя Михайловна высоко оценила мою работу и высказала напутствие: «Гедиминас, ты должен создать свой балет!»
Тогда я уже был уволен из Большого театра, амбиций запустить свой проект у меня не было, однако уже спустя полгода напутствие воплотилось: я основал свою балетную компанию. Название «Имперский Русский балет» — дань памяти императорской семье, ее вкладу в развитие культуры, созданию Большого и Мариинского театров. Также название — напоминание обо всех «императорах сцены» из России, обогативших весь мир, аллюзия на то, что империя русского искусства существует во всем мире.
С 1994‑го до 2004 года мы вместе с Майей Плисецкой гастролировали вместе, ставили спектакли 10 лет! Для этой великой балерины мы создавали и сценические костюмы, которые покажем и в Петербурге.
Какие воспоминания связывают вас с городом на Неве?
Практически все мои приезды связаны с работой. Дни заняты, зато по ночам мы с друзьями устраиваем прогулки: два часа ночи, город спит, машин нет, людей нет. Мои друзья знают секретные ходы, мы забирались на крыши и любовались этим волшебным спящим городом. В Москве и ночью чувствуется движение, а в Петербурге все останавливается, и ты ощущаешь застывшее величие города.
Что связано у вас с Петербургом балетным?
Неизгладимое воспоминание — выступление Алтынай Асылмуратовой в Мариинском театре, моей любимой балерины. И конечно, у меня тут такое количество друзей, которые выступали с Имперским Русским балетом: Любовь Кунакова, Жанна Аюпова, Фарух Рузиматов, Юлия Махалина, Диана Вишнёва… Лучшие из лучших, с кем довелось поработать!
На ваш взгляд, петербургская балетная школа отличается от московской?
По моему мнению, петербургская школа более консервативна: если было так поставлено, значит так и должно быть, и это прекрасно, потому что позволяет сохранять традиции. Москва более живая: не стоит на месте, движется вперед. В таком бурлении — определенная прелесть, оно прорывается иногда неожиданно, когда смотришь и не понимаешь: что творят эти москвичи?! Московскую школу отличает индивидуализм, стремление внести что-то свое.
Куда отправится Имперский Русский балет после Петербурга?
Болгария, Греция, Италия. Далее — Калининград, Литва и Латвия. В августе 8 спектаклей в Москве. После — 3 месяца в Австралии и Новой Зеландии.
Востребован ли русский балет в мире?
Безусловно. Западная публика может быть менее искушенной в технике исполнения, но в эмоциях никого обмануть нельзя.
Какой спектакль петербургской гастрольной программы вы посоветовали бы неискушенному зрителю?
«Болеро» нравится всем! И консерваторам-классикам, и любителям джаза, модерна или фольклора — даже не знаю, как нам удалось сделать постановку на столь широкий диапазон вкусов. «Болеро» в хореографии Николая Андросова и в моей редакции стало нашей визитной карточкой. Костюмы нам сделала Алла Коженкова, известный художник по костюмам и сценограф, они исполнены в черно-золотых тонах — танцы выглядят гипнотически!
Какие еще постановки и почему были выбраны для этих гастролей?
Лето в Петербурге — это большой туристический сезон, поэтому «Лебединое озеро», один из наших классических спектаклей, мы привозим обязательно. В нашей редакции танцуют два шута, а не один — это фантастические солисты невысокого роста, делающие удивительные трюки с потрясающим актерским мастерством. Будут новые неаполитанский танец и венгерский танец, будет любопытный четвертый акт.
«Щелкунчик» —одна из моих любимых и первых постановок. Балет удивительный, необыкновенно теплый, напоминающий домашние спектакли моего детства. В спектакле занято очень много детей, будет участвовать и балетная Школа Ильи Кузнецова.
«Дон Кихот» — мой первый спектакль, в котором я вышел в роли Тореадора в Большом театре и который мечтал поставить у себя. Вы увидите много новшеств, актерских драматических ходов. Если собиратесь на наш балет семьей — приходите на «Дон Кихота»! В нем есть такие мизансцены, что можно даже хохотать!
«Спящую красавицу» мы покажем как одноактный балет. Это будет третий акт – «Свадьба Авроры» – с новыми танцами, каких не увидеть в других театрах.
Остальное — это спектакли-сюрпризы, которые впервые или редко показываются в Петербурге. Например, «Шехеразада» — безусловно, изюминка нашей программы. Балет сделан по эскизам Бакста: и декорации, и костюмы, и хореография восстановлены практически в оригинале.
Балет «Кармен» — еще одна наша изюминка, который восстановили Майя Плисецкая и я для нашей труппы. Спектакль сделан по таким же эскизам, как в Большом театре.
Где вы отдыхаете, когда удается?
Самое любимое место — Финляндия зимой. На свой день рождения я снимаю так домик и наслаждаюсь: озера, сосны, дом — многое напоминает мне Литву. Если говорить о России, даже не вспомню, когда я отдыхал здесь. Я люблю Москву, потому что в ней есть жизнь, бесконечная. Из российских городов упомяну Вологду, Торжок — они вдохновляют, это города, в которых нужно побыть, у них есть свое лицо.
Гастроли «Имперского Русского балета», 14 июня – 7 июля, Санкт-Петербург