Легендарный джазовый басист, четырехкратный обладатель премии «Грэмми» перед выступлениями 17 апреля в Москве и 18 апреля в Петербурге рассказал «Линии полета» о музыке, тишине и разнообразии вкусов.
Интервью: Егор Антощенко
Как правило, молодой человек, который хочет стать музыкантом редко сразу выбирает бас-гитару. Так ли это в вашем случае?
На сегодняшний день бас-гитара – мой любимый инструмент. Надо сказать, что за последние 45 лет бас-гитаристам удалось полностью изменить восприятие этого инструмента и из традиционно незаметного превратить его в то, чем он является сегодня. В конце 1960-х – начале 1970-х годов было огромное количество бас-гитаристов, которые не только играли, но и сочиняли музыку. Сейчас сотни, если не тысячи бас-гитаристов записывают собственную музыку, гастролируют, выступают на фестивалях, и дела у них идут просто отлично.
Несколько лет назад мы с Маркусом Милерром и Виктором Вутеном, трое бас-гитаристов, выступали как трио и собирали очень большие залы по всему миру. Глядя на нас и на наших слушателей никто бы скорее всего не подумал, что инструмент, на котором играл каждый из нас, мог по какой-либо причине выбрать для себя начинающий музыкант.
Вы готовились стать бас-гитаристом в оркестре. А смогли бы вы работать в коллективе, где, как говорят, дисциплина почти как в армии?
Дисциплина присуща не только классической музыке. Любой музыкальный жанр требует определенной собранности.
Мне очень повезло: я получил выдающееся музыкальное образование. Я учился в Музыкальной Академии в Филадельфии. Кроме того, у меня были прекрасные учителя и несколько частных репетиторов. У меня традиционное и довольно строгое музыкальное образование, оно и стало основой моей карьеры.
Какую музыку вы слушали в детстве? Можете ли назвать музыкантов, повлиявших на вас в жизни и творчестве?
Мне очень нравился альбом Джона Колтрейна “A Love Supreme”, потому что это была первая пластинка, которую я купил на собственные деньги. Я слушал этот альбом бессчетное количество раз, чтобы полностью им проникнуться, и меня не покидало ощущение, что и в песнях, и в исполнителе есть что-то особенное.
Если говорить в общем, то в детстве я слушал и оперу, и классическую музыку, Motown, R & B, рок и многое другое.
Вы впервые получили известность благодаря группе Return to Forever. Как вы познакомились с Чиком Кориа? Благодаря чему так долго сотрудничали?
В начале 1970-х Джо Хендерсон пригласил меня и Чика играть в его группе в Филадельфии, так мы и познакомились. После нескольких совместных выступлений мы почувствовали, что у нас много общего в плане понимания музыки. Мы обсудили, какой должна быть идеальная группа, в которой мы оба хотели бы играть, и как ее создать. Так и появилась наша группа Return to Forever.
Мы сочинили немало особенной музыки и потратили много времени на то, чтобы ее написать и обработать. Это был своеобразный гибрид музыкальных жанров, но этот синтез и придал нашей музыке уникальность.
Все музыканты, игравшие в Return to Foreve» понимали, что мы исполняем особенную музыку.
Говорят, что в 1970-е некоторые фьюжн-коллективы были по составу больше, чем рок-группы. Действительно? Какое из ваших с Чиком Кориа шоу было самым масштабным?
Return to Forever выступали совместно с многими рок-группами. У нас было шоу с Fleetwood Mac во Флориде, на котором присутствовало около 70 000 зрителей. Тогда, впрочем, это было обычным делом.
Иногда фьюжн и прогрессив-рок критикуют за излишнюю сложность и занудство, а музыкантов за затянутые соло. Согласитесь с этим?
В то время как многие критикуют какую бы то ни было музыку, гораздо большее количество людей просто получают от нее удовольствие. Я же просто игнорирую нападки хоть на музыку, хоть на любой другой вид искусства. Личный вкус каждого определен персональными предпочтениями, опытом, образованием и кругом интересов. Сегодня при существующем количестве культур и субкультур, пытаться понять, какая музыка лучшая и почему одним нравится одно, а другим другое, − просто глупо и ни к чему не приведет. Любое творчество найдет свое место в чьем-то сердце.
Можете ли вы назвать трех своих любимых бас-гитаристов любого жанра и обосновать свой выбор?
На мой взгляд, Рон Картер – величайший бас-гитарист. Он сделал наибольшее количество записей среди бас-гитаристов за всю историю музыки и оказал влияние на многих из них, в то время как некоторые музыканты даже не подозревают, что находятся под его влиянием. В каждом бас-гитаристе есть немного от Рона Картера. Появляются новые музыканты, они делают фантастические вещи, ими восхищаются, но если мы посмотрим на общую музыкальную картину и на творчество Рона Картера, то увидим, в каком огромном количестве разных музыкальных стилей он работал, со сколькими композиторами сотрудничал, сколько принципиально новых треков записал. Его достижения просто грандиозны. Практически невозможно прослушать все те 5000 записей, в которых он участвовал, но, если бы вы смогли это сделать, вы бы поняли, о чем я говорю.
Как вы познакомились с Китом Ричардсом? Каков он в непосредственном общении?
Кит Ричардс всегда лучший во всем, что он делает. Он – музыкальный двигатель Rolling Stone». Я получал огромное удовольствие, играя в The Young Barbarians. Невозможно описать восторг, который я испытывал на сцене с ними. Жаль, что вы не были тогда на моем месте.
Поделитесь впечатлениями о сегодняшних звездах джаза: Камаси Вашингтоне, Thundercat, Роберте Гласпере? В какой-то степени они работают также, как и вы в Return to Forever, смешивая джаз, соул, хип-хоп, электронную музыку и др.
Я знаю Thundercat и Камаси уже много лет, со времен их юности. Я очень рад их успехам и тому, что они оказались просто хорошими людьми. Недавно мы отлично поужинали с Thundercat. И нам было о чем поговорить.
Вы когда-нибудь устаете от музыки? Цените тишину? Как отдыхаете от гастролей и студийных записей?
Я никогда не устаю от музыки. У меня не очень-то получается по-настоящему расслабляться. Такое ощущение, что в моей жизни всегда что-то происходит, даже если это напрямую не связано с музыкой.