Инициатор выставки «Не разделяя живопись и поэзию…», проходящей в Главном штабе Государственного Эрмитажа до 2 июня, Марк Башмаков рассказал о знаменитом художнике Андре Массоне, чьи книжные иллюстрации можно увидеть в экспозиции, сюрреализме и спорах с эрмитажными экспертами.
В Главном штабе Государственного Эрмитажа до 2 июня работает выставка «Не разделяя живопись и поэзию…», которую составили тридцать книг знаменитых французских литераторов (Рембо, Мальро, Моруа, Деснос и др.) с иллюстрациями знаменитого французского художника, одного из столпов сюрреализма Андре Массона (1896—1987). Это десятая выставка, проходящая в «Кабинете книги художника», не так давно открытом в Эрмитаже усилиями Марка Башмакова, ведущего отечественного эксперта в сфере искусства книги. Примечательно, что это первая монографическая выставка, посвященная Массону, в нашей стране.
Как возникла идея выставки?
Мне казалось важным представить как мастеров искусства книги именно сюрреалистов, рассказать об этом художественном направлении, показать самые яркие работы. Было выбрано несколько имен, и Массон открыл этот цикл выставок – он, пожалуй, самый яркий (хоть и не самый известный) сюрреалист, и логично было бы начать с него. Правда, не так давно закончилась подготовленная нами выставка книжных работ Пикассо, но Пикассо нельзя назвать сюрреалистом в строгом смысле, он всё же представляет самые разные художественные направления.
Общую выставку, посвященную работам сюрреалистов в жанре livre de artiste (фр. «книга художника»), Эрмитаж пока делать не стал: всё же монографическая выставка более понятна для публики, ее проще организовать. После Массона запланирован Макс Эрнст, причем выставка его книжных работ будет синхронизирована с выставкой живописи Эрнста. Потом – Миро, это имя у нас уже хорошо известно, затем Дали, самый известный представитель сюрреализма, затем планируется большая обзорная выставка, где будут представлены многие прекрасные авторы – скажем, малоизвестный у нас Роберто Матта, чилийский художник, который жил в США и Франции.
Многие представляют себе сюрреализм по работам Дали – дескать, это нечто такое яркое, мистическое, непонятное. На самом деле сюрреализм, как мне представляется, был формой жизнетворчества, в нем было много и политики, и того, что сегодня назвали бы акционизмом.
В 1924 году манифест сюрреализма со словарной точностью сочинил Андре Бретон. В нем делался акцент на автоматическое письмо. То, что приходит в голову – то и должно без всякой рефлексии воспроизводиться на бумаге и холсте. Детский рисунок, который возникает спонтанно, для теоретиков сюрреализма был образцом искусства. И Андре Массон, надо сказать, в этом смысле достаточно яркий представитель сюрреализма.
Экспозиция и каталог несколько различаются. Почему?
Мы довольно много спорим с коллегами из Эрмитажа, в том числе и о том, что можно и что не стоит выставлять. Две книги, очень важные и для творчества Массона и для всего сюрреализма, представлены в каталоге, но на выставке отсутствуют – это «Лоно Венеры» Луи Арагона и книга Жоржа Батая «История глаза», и то, и другое – классика эротического искусства ХХ века. Вот эти две книги были исключены из экспозиции, они остались только в каталоге, хотя я был и не согласен с этим решением. Но это частности. Гораздо важнее для обсуждения другое – пока не совсем ясно, как экспонировать в музее книгу, которая самим своим устройством предназначена, чтобы ее смотрели, перелистывали, в общем общались с нею так, как мы все привыкли. Сейчас работы блестяще разместили отличные дизайнеры. Как это делать в дальнейшем – пока непонятно, и я думаю, это будет предметом наших бесед с работниками Эрмитажа, это действительно важно и интересно.
Накануне открытия выставки вы встречались с наследником Андре Массона. Как он воспринял то, что в России открывается выставка, посвященная этому художнику?
Наследием всех крупных художников ХХ века, как известно, управляют соответствующие фонды. Это включает в себя публикации, разрешение на то, чтобы представить те или иные произведения, разного рода согласования и т.д. Не всегда это проходит гладко. Устроители выставок, скажем. Шагала, нередко сталкиваются с колоссальными проблемами. Все дела, связанные с творческим наследием А. Массона, ведет его невестка Рут, жена его сына Диего, которому уже больше 85 лет. Диего – человек очень известный в музыкальном мире, бывший главный дирижер одного из лучших французских симфонических оркестров. Меня познакомила с Диего и его женой семья Геннадия Николаевича Рождественского, нашего выдающегося дирижера, который был большим любителем и знатоком искусства книги. Конечно, Рут и Диего очень рады, что в России впервые пройдет выставка, посвященная Андре Массону. Они показали мне книги и альбомы, которые мне в свое время не удалось приобрести, архивные материалы, я им подарил только вышедший каталог нашей выставки. Я не взялся оформлять официальное приглашение на выставку, было совсем мало времени, но Диего и его жена заверили меня, что они самостоятельно приедут в Петербург как туристы и непременно посетят ее.