Кен Хенсли: «Есть вещи важнее денег. Честь, например»

Один из самых талантливых и авторитетных музыкантов в истории рока, чьи песни знают и любят уже несколько поколений меломанов, выступит 6 апреля в Москве и 7 апреля в Петербурге. Перед концертами он рассказал «Линии полета» о детских мечтах и новом альбоме Uriah Heep.

Интервью: Фарид Хайруллин

Музыкальные эксперты ставят Хенсли в один ряд с величайшими мелодистами современности: Полом Маккартни, Бобом Диланом, Ричи Блэкмером и Полом Саймоном. Стоит один раз услышать песни Кена, как становится ясно, что перед тобой то самое живое, настоящее искусство, которому, увы, почти не осталось места в современной жизни, тем более в шоу-бизнесе.

Большинству из нас Хенсли известен в первую очередь, как участник «золотого состава» Uriah Heep (1971-1980 гг.), культовой рок группы, празднующей в этом году свой 45-летний юбилей. Именно Кен сыграл решающую роль в восхождении «хипов» на «музыкальный Олимп» в 1970-х, когда в течение 10 лет сочинил несколько десятков хитов, благодаря которым группа популярна и по сей день. Все альбомы британских рокеров вплоть до 1980 года (в этот год Хенсли окончательно ушел из группы) отличались высоким качеством подбора музыкального материала и виртуозностью исполнения. Впрочем, не стоит недооценивать и сольное творчество Кена, выпустившего как минимум пять блистательных пластинок в 1980-90 годах.

Кен, наверняка вам не раз задавали этот вопрос, но всё же расскажите о вашем отношении к нынешнему составу Uriah Heep.

При всем уважении к Мику Боксу, нынешний Uriah Heep я считаю кавер–группой, и не более того. Тем более что из оригинального состава (Дэвид Байрон, Гэри Тэйн, Мик Бокс, Кен Хенсли, Ли Керслейк) в ней остался только непотопляемый Мик, и этого явно недостаточно, чтобы эксплуатировать название группы. Как автор 90% хитов Uriah Heep, я тоже мог бы выступать под вывеской этого бэнда и зарабатывать втрое больше, но для меня это неприемлемо. Все-таки есть вещи важнее денег. Честь, например.

Что можете рассказать о вашем новом альбоме Rare and Timeless?

Это личная коллекция, охватывающая всю мою деятельность за 50 лет, которая содержит кучу редких и неизданных треков, а также две новые песни и новую перезапись старых (Прим автора: рекомендую не полениться и найти время, чтобы послушать этот сборник, потому что он действительно заслуживает внимания. Чего стоят только редкие версии хитов Free me и I Closе My Eyes. Я уж не говорю о двух оставленных на десерт новых песнях The Longer Night и Epilogue. По-настоящему проникновенно звучат и ранее не издававшиеся Send Me An Angel, The Last Dance и Mine).

Было бы интересно узнать, какую музыку вы предпочитаете слушать для удовольствия, в свободное время?

Скажу сразу, что новомодные рок-группы я практически не слушаю, потому что не нахожу там ничего интересного. Трудно отличить одну группу от другой. В основном ставлю на своем проигрывателе «старичков», которых слушаю уже много лет: Led Zeppelin, ZZ Top, Pink Floyd и т.д. Их музыка по-прежнему меня вдохновляет и восхищает. Еще иногда классику, хоть и не специалист в этом. А вообще я уже давно не могу слушать музыку просто так для удовольствия, как большинство людей, а всегда делаю это как автор-сочинитель. Более придирчиво и внимательно, чем остальные.

Создается впечатление, что с годами ваш голос, в отличие от большинства коллег по цеху, становится все лучше. Как вам удается его поддерживать в такой хорошей форме?

Спасибо на добром слове. По-настоящему заниматься вокалом я начал относительно недавно, всего пять-шесть лет назад, так как испытал насущную потребность научиться петь получше. Я работаю над вокалом почти каждый день, а все потому, что я действительно люблю и хочу петь, показать песню в ее наилучшем виде. Какие-то особые рецепты в этом мне дать сложно, у каждого свой путь и свой метод.

Какой из альбомов Uriah Heep вам кажется наиболее удачным?

Трудно выделить одну работу, но, пожалуй, больше всего мне нравится пластинка Demons & Wizard. Когда мы работали над ней, коллектив был сплочен, мы понимали друг друга как никогда. Кстати, идея главной песни с этого альбома Wizard пришла ко мне во сне. В одно время мне снился один и тот же сон целую неделю, будто я встречаюсь с неким волшебником, и мне это до того надоело, что я решил написать об этом песню, надеясь избавиться от наваждения… Так и случилось. Когда песня была готова, сон перестал мне сниться.

Какой совет вы бы дали молодым музыкантам?

Советовал бы заниматься музыкой только в том случае, если они ею по-настоящему болеют и не могут без нее жить. Лишь тогда есть шанс чего-то добиться. К сожалению, многие сейчас думают иначе и ставят во главу угла коммерческий успех. Именно поэтому в наши дни нет групп уровня Led Zeppelin и оригинальных Uriah Heep.

Кен, с высоты прожитых лет как сегодня считаете: можно ли было сохранить Дэвида Байрона в группе или его уход был неизбежен?

Да, можно его было оставить, однако Дэвид был алкоголиком. Я его не осуждаю — сам тогда страдал зависимостями. Но все-таки у Дэвида все было куда серьезнее и сложнее. К тому же он был фронтменом, лицом коллектива, поэтому его запои наносили куда больший вред группе, чем наши «шалости». Меня часто спрашивают о Дэвиде и о Гари Тэйне: достаточно ли мы сделали, чтобы помочь им? И я вынужден констатировать: нет, не сделали. Мы могли хотя бы попытаться дать ребятам шанс справиться со своими проблемами, пройти реабилитацию, отложив концерты на несколько месяцев, однако никто из нас на это не решился. И я до сих пор сожалею об этом.

 Что вас вдохновляло, когда вы только начинали?

Совсем маленьким я начал писать стихи. Потом увидел по телевидению Элвиса и решил, что мои стихи должны стать песнями. К тому же вокруг него были такие красотки!.. И я захотел заниматься тем же, чем и он! Стать настоящей рок звездой, кумиром молодежи и все такое. Кстати, папе эта идея абсолютно не нравилась, но потом мы с ним друг друга все-таки поняли. Слава богу.