Фестиваль «Арлекин»

Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
самое масштабное в стране событие в области детского театра – пройдет с 17 по 26 апреля в Петербурге и завершится награждением лауреатов Российской Национальной театральной премии «Арлекин» 2019 года, которую принято считать «Золотой маской» театра для детей и подростков.


“Забытый день рождения”  театра “Зазеркалье”. Фото: Виктор Васильев

Зрители в дни фестиваля смогут увидеть лучшие постановки со всей страны, а сама по себе афиша фестиваля – это ежегодно обновляющийся навигатор по самому актуальному и живому театральному искусству для детей. Конкурс на «Арлекин» огромный – в этом году было подано 119 заявок на участие, а экспертный совет отобрал всего 9 спектаклей в конкурсную программу. Ещё 10 спектаклей составляют внеконкурсную программу. К тому же каждый год «Арлекин» формирует масштабную специальную программу для людей театра – режиссеров, актёров, руководителей театров, драматургов, критиков, студентов, придавая мощный импульс развитию детского театра, открывая для него новые формы и помогая их воплощать.

Все лучшее − детям

«Арлекин» пройдет в этом году уже в 16-й раз, а началась его история в 2004 году с тревожного сигнала SOS: настало время спасать детей от серости, фальши и низкопробных постановок. «Арлекин – это победа над глупым и пошлым, обыденным и тусклым. Арлекин – это мудрость ребенка и то детское, что навсегда остается в нас», – с энтузиазмом зафиксировали свои устремления создатели фестиваля в его первом буклете. Родился «Арлекин» в петербургском театре «Зазеркалье», который и в непростые 1990-е с успехом доказывал своими спектаклями, что театр для детей может быть высоким искусством, одновременно доступным и не заигрывающим, захватывающим и увлекательным, говорящим на важные темы живо и без назидания. Чтобы привлечь в детский театр лучшие силы, распространить вирус живого творчества, организаторам «Арлекина» удалось не только сплотить профессиональное сообщество в решении проблемы, но и найти материальный стимул:  театр, побеждающий в главной номинации «За лучший спектакль», помимо серебряной фигурки Арлекина, созданной художником-ювелиром Андреем Анановым, получал 300 тысяч рублей на постановку нового спектакля для детей. Благодаря учредителю «Арлекина», Союзу театральных деятелей РФ, с 2018 года размер премии был увеличен до 1 миллиона рублей.

Фестиваль прошел огромный путь и блестяще выполнил задачи, которые ставил перед собой в начале: открыты новые имена и театры, которые вовсе не были флагманами театрального процесса: такие, как, например, театр «Жёлтое окошко» из Мариинска Кемеровской области, который представил моноспектакль Петра Зубарева «Иваново сердце», ставший лауреатом в 2006-м, или Нюрбинский передвижной драматический театр, получивший премию 2007 года за спектакль «Волшебные ягодки». На скудное в начале 2000-х поле детского театра пришли свежие театральные силы, молодые режиссеры, но «Арлекин» ставит перед собой все новые цели, поднимая планку детского театра, обогащая его палитру и идя в ногу со временем.


“Сны Пиросмани” (Упсала-Цирк)

Афиша – 2019

Стоит отметить, что у «Арлекина» есть преданная публика, которая знает, что постановки, отобранные в программу, способны удивить, если не сказать – потрясти. Первое поколение зрителей уже приводит на спектакли своих детей, зная, что настоящий детский театр способен тронуть их души, научившись доверять выбору «Арлекина» как безусловному знаку высшей пробы. В конкурсной программе этого года представлено 11 спектаклей. Помимо 9 постановок, отобранных жюри, фестиваль традиционно показывает постановку прошлогоднего победителя, обеспеченную премиальным грантом. На этот раз это спектакли Упсала-цирка «Сны Пиросмани» Ларисы Афанасьевой и два «эпизода» «Трех толстяков», поставленных Андреем Могучим в БДТ (театре-лауреате 2016 года). На «Арлекине» не редкость участие «взрослых» театров и постановщиков – ведь «детский вирус» не имеет постоянной прописки, а его носители не разделяют режиссуру на взрослую и детскую. Директор фестиваля Марина Корнакова, вспоминая о победителе конкурса 2012 года спектакле «Счастье» Андрея Могучего делится впечатлениями: «О «Счастье» в свое время многие говорили – не детский спектакль, дети не поймут – но я видела детей в зале, которые на одном дыхании следили за спектаклем. Точно так же, не моргая, 6-7-летние зрители воспринимали «Трех толстяков» – когда закончился первый эпизод, спрашивали «Это все?» – и не хотели уходить. Андрей Могучий – тот режиссёр, который всерьез задумался о том, какими будут завтрашние зрители, какие точки взаимодействия с сегодняшней реальностью нужны им в театре. Из «Трех толстяков» он сделал ошарашивающе современную историю. И именно БДТ, а не детские театры, охватили множество школ города педагогической программой, которую возглавлял Борис Павлович, режиссер и руководитель социально-просветительского отдела БДТ».


“Три толстяка” (БДТ)

Невозможно описать все конкурсные и внеконкурсные спектакли. В них и художественное новаторство, и оригинальный авторский угол зрения даже на традиционный для детского театра материал. Большинство названий оригинально и свежо: «Сны о кошках и мышах» по мотивам уэльских сказок и пособиям по воспитанию животных и детей режиссёра Вероники Вигг (Тверской ТЮЗ), спектакль Анны-Ксении Вишневской «Чев-чев» по сказкам из сборника Е. Айпина «Кукушка» и «Птичек с сестричкой» (Театр обско-угорских народов – Солнце, г. Ханты-Мансийск), «Мой дедушка был вишней» по книге Анджелы Нанетти в постановке Ивана Пачина (петербургский Большой театр кукол).

Если говорить о неожиданных прочтениях известных сказок, помимо «Трёх толстяков»,  это «Комната Герды» – моноспектакль актрисы Алисы Олейник, который блестяще сочинила и поставила Яна Тумина. В этом спектакле-пантомиме  комната оживает как отдельный мир и на равных «играет» в дуэте с актрисой. В основе постановки все та же «Снежная королева» Андерсена, при этом интерпретация сказки уникальна!

Работа на будущее

Помимо конкурсной и внеконкурсной программы, показывающие самые важные постановки минувшего сезона, «Арлекин» неустанно и системно работает над развитием детского театра, собирая профессионалов и студентов для обмена опытом, поиска новых форм, знакомства с новыми жанрами и материалами. В прошлом сезоне благодаря режиссеру Олегу Липовецкому в России возник конкурс новой драматургии для детей и подростков «Маленькая ремарка». Как в прошлом, так и в этом году финал конкурса проводится на «Арлекине»: режиссерско-драматургическая лаборатория представляет четыре эскиза спектаклей по лучшим пьесам шорт-листа конкурса, с последующим их обсуждением.

Ежегодно в рамках фестиваля проходит программа «Театр равных возможностей», посвященная вопросам городской театральной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из групп социального риска и включения этих детей в общество посредством театра. В этом году можно будет увидеть спектакль для взрослых Театра на Малой Бронной «Особые люди» в постановке Сергея Голомазова. Письма, дневники, диалоги родителей детей с расстройствами аутистического спектра – документальный материал, раскрывающий особый мир, которого мы не замеаем в обыденной жизни… В спектакле “Новый мир” участвуют дети-мигранты из России (с ними работал режиссер Михаил Патласов) и Германии (режиссер Анна Юнышева). Этот исповедальный спектакль передаёт травматичный опыт, пережитый его участниками, и наверняка сделает зрителей-подростков более чуткими и сострадательными.

Впервые в этом году будет организована студенческая лаборатория артистов музыкального театра, в которой примут участие три школы ГИТИСа: курсы Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана и Александра Тителя, а также школа РГИСИ – курс Александра Петрова, худрука театра «Зазеркалье».

http://www.arlekinspb.ru/

http://www.zazerkal.spb.ru/