Юлия Вербицкая, адвокат, кандидат юридических наук, о связи путешествий и ценности предметов искусства.
Исторически сложилось, что цена произведения искусства растет в прямой пропорции к количеству выставок, на которых арт-объект являет себя миру и, как следствие, прямо зависит от количества предпринятых этим произведением искусства путешествий.
Исходная, самая элементарная схема приобретения предмета искусства была следующей: художник писал картину, а потом продавал ее лицу, которому она нравилась настолько, что он хотел повесить ее у себя на стене. При этом, первоначальная цена была результатом переговоров художника и покупателя.
Альтернативный вариант предполагал, что владелец художественного произведения, ранее попавшего в его руки, находил покупателя, готового заплатить достаточную и справедливую (по мнению владельца), т.е. более высокую, чем ту, которая первоначально была уплачена художнику, цену.
И, наконец, для того чтобы стоимость произведения искусства стала заоблачной, ему просто необходимо было быть представленным на крупнейших мировых выставках: Венецианская биеннале, Арт Базель в Швейцарии, Майами и Гонконге; TEFAF в г. Маастрихт (Нидерланды), а также на ежегодных арт-ярмарках в Лондоне, Париже, Стамбуле, Нью-Йорке и прочих мировых столицах.
К слову сказать, данная практика совсем не нова. Еще обладающие ярко выраженной коммерческой жилкой римляне вывозили греческие статуи из различных городов-полисов древней Эллады, регулировали моду на те или иные сюжеты и продавали, продавали, продавали… Впрочем, когда не могли определить «достойную» цену статуи исходя из ее художественных свойств, то продавали на вес… Возможно, это одна из причин, почему бронзовые статуи ценились дороже мраморных.
Национальное искусство, обладающее ярко выраженной самобытностью, интересно и как редкая «заморская» диковинка, и как уникальный артефакт и как возможность обладания частичкой иной, таинственной и более совершенной культуры. Именно так римляне относились к произведения греков: покупали, восхищались и стремились их повторить. Однако, гармонии и совершенства оригиналов они не достигли. Копия всегда уступает оригиналу. А старые мастера (итальянские, французские, голландские) продолжают держат пальму первенства как по цене, так и по спросу уже не первую сотню лет.
По странному парадоксу, имена русских художников и, как следствие, их работы приобретают ценность только после признания их таковыми за рубежом. Международное признание и, как принято говорить у искусствоведов «хорошая критика» западных, в особенности американских и британских специалистов позволяет говорить об успешности автора и обосновывать высокую стоимость произведения искусства покупателям. Воистину: «Нет пророка в своем отечестве».
Более 150 лет, лучшие выпускники Императорской академии художеств Российской Империи в качестве поощрения получали возможность посетить «родину искусств» − Италию. А с XIX века все без исключения художники стремились попасть в Париж – кузницу всех направлений и множественных «-измов», которые ошеломят мир в ХХ веке (импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, лучизм и прочие).
Справедливости ради отметим Германию. На 1910–1930-е годы приходится расцвет школы Баухаус, активный период деятельности объединения «Синий Всадник» и создание русским живописцем Василием Кандинским нового направления в живописи – абстракционизма. К сожалению, с 1930-х годов эксперименты в области искусства были насильственно прекращены, а художники-новаторы с их «дегенеративным» искусством были поставлены властями фашистской Германии вне закона.
Впрочем, вернемся во вторую половину XIX века. Мир изменился и продолжает стремительно меняться. Открылись границы, развивается воздухоплавание; земной шар начинает опутывать сеть железных и автомобильных дорог. У художников, писателей, аристократов и творческой интеллигенции появляется возможность в считанные часы перемещаться из одной точки мира в другую.
Используя все новинки и открывая для себя с каждым новым путешествием новые возможности лучший русский баталист ХХ века В.В. Верещагин, получивший уроки мастерства в Париже у Ж.Л.Жерома открывает миру легендарный, жестокий и прекрасный Туркестан. Происходит сей дебют в Лондоне в 1874 году на персональной выставке художника, организованной в Хрустальном дворце. И только после триумфального открытия выставки в Лондоне (а оно было именно таким), художник показал эти работы в 1874 г. в Петербурге и Москве. К слову сказать, на транспортировку работ В.В. Верещагин потратил огромное количество денег, усилий и времени. Но он опередил свое время, сделал правильные ставки и стал известен миру.
Итак, путешествовать должны не только художники. Путешествовать обязаны и их работы. Произведения искусства живут своей жизнью, отдельной от жизни автора и судьбы произведений искусства бывают намного дольше, сложнее и запутанней, чем жизненный путь создавших их мастеров.
Наступивший ХХI век значительно упростил вопросы, связанные с транспортировкой арт-объектов. Перемещение по воздуху, авиаперевозки – подарок тем, кто готов нести искусство миру. При этом, вне зависимости от того, сопровождаете ли вы ваш шедевр лично, либо обратились к компаниям, специализирующимся на транспортировке произведений искусства, с высокой долей вероятности, вы можете быть уверены в том, что тщательно и безопасно упакованный груз будет доставлен в место назначение в самые кратчайшие из возможны сроки.
Так у искусства появляется не виданная ранее легкость перемещения в воздухе, пространстве и во времени. Некоторые работы современных авторов выдерживают более 60 перемещений в составе экспозиции в год, какие-то путешествуют каждый месяц. К чему приведет такая невообразимая ранее «легкость бытия» покажет мировая художественная история. Мы лишь можем констатировать: чем чаще произведения искусства путешествуют, тем лучше и чем успешней они продают себя.
Понимая все преимущества авиаперевозок, не следует, однако, пренебрегать обязательствами связанными с перемещением культурных ценностей за границу или в пределах страны, поскольку только законно приобретенные предметы искусства, с достоверным провенансом и убедительной историей перемещения через границу представляет ценность и инвестицию на долгие века и по достойной и имеющей тенденцию к увеличению, цене.