10 декабря в ТАСС (Санкт-Петербург) состоялась конференция Ассоциации Торгово-промышленной палаты СЗФО «Вызовы и возможности рыбопромышленного комплекса Северо-Запада России».
Итоги 2018 года и ключевые вызовы рыбопромышленного комплекса 2018-2019 обсудили председатель Ассоциации торгово-промышленных палат СЗФО Юрий Васильев, генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области Андрей Пивинский, член Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, исполнительный директор Ленинградской областной ТПП Игорь Муравьев, исполнительный директор Некоммерческого партнерства “Северо-Западный рыбопромышленный консорциум” Сергей Несветов, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, представители рыбопромышленной и судостроительной отраслей субъектов СЗФО.
Рыбопромышленники и судостроители СЗФО уверены: пересмотр существующих принципов распределения квот на добычу водных биологических ресурсов приведет к крушению отрасли и отмене контрактов отечественных верфей на строительство современных судов. Консолидированную позицию представители отрасли выработали в ходе состоявшейся под эгидой Ассоциации ТПП СЗФО конференции «Вызовы и возможности рыбопромышленного комплекса Северо-Запада России».
В режиме видеоконференции в дискуссии приняли участие президент Торгово-промышленной палаты Архангельской области Василий Сидоровский, президент Торгово-промышленной палаты Мурманской области Сергей Плисов, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк, директор СЗРК-Мурманск Владимир Журавлев, генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.
Открывая конференцию, Юрий Васильев подчеркнул ключевую роль Торгово-промышленных палат России в представлении интересов бизнес-сообщества и обозначил масштабы законотворческой деятельности ТПП РФ и мероприятия, проводимые в рамках оценки регулирующего воздействия законопроектов и нормативных документов на федеральном и региональном уровнях. Только в I полугодии 2018 года ТПП в порядке оценки регулирующего воздействия (ОРВ) рассмотрено 863 проекта актов федерального уровня.
«Уже более года в центре нашего внимания – отраслевой вопрос о планируемом возврате к аукционам и уходе от исторического принципа при распределении квот на вылов водных биологических ресурсов. К нам в Ленинградскую областную ТПП многократно обращались представители рыбопромышленной и судостроительной отраслей, мы всесторонне рассмотрели данный вопрос и выразили поддержку предприятиям Северо-Запада в этом сложном вопросе. При этом, мы видим, что изменения в законодательство готовятся в закрытом режиме: для общественного обсуждения с участием делового сообщества и региональных властей не были представлен ни один документ. Поэтому в резолюцию по итогам сегодняшней конференции, которая будет направлена не только в ТПП РФ, но и в Аппарат бизнес-омбудсмена, в Общественную палату РФ, УФАС, Росрыболовство, Государственную Думу, Правительство, Совет Федерации и т.д., включен пункт об обязательном проведении ОРВ всех законопроектов и других материалов по данному вопросу», – подчеркнул Юрий Васильев.
Игорь Муравьев, член Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, исполнительный директор Ленинградской областной ТПП:
«Рыбная отрасль в 2018 году претерпевает массу важных, буквально тектонических изменений. Так, мы уже наблюдаем практическую реализацию программы инвестиционных квот. Но существуют две темы, которые вызывают массу вопросов у представителей отрасли. Это федеральный закон, предусматривающий кратное повышение платы за водные биоресурсы – то есть повышение в разы финансовой нагрузки на отрасль. И так называемый закон о внесении отдельных изменений в исторический принцип. По каждому из этих вопросов Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству в ходе очных заседаний четко выразил свою позицию. Так, цитирую: «считать недопустимым принятие изменений в законодательство о рыболовстве в закрытом (секретном) режиме без процедуры оценки регулирующего воздействия и обсуждения с рыбохозяйственными ассоциациями». Все рыбацкие объединения однозначно и четко высказываются по данному вопросу. Но разговоров много, много эмоций, а законопроекта так никто так и не видел. Но вещи, которые касаются значительного числа и предприятий, и граждан России, должны рассматриваться в разумном диалоге».
Выделение инвестиционных квот стало серьезным стимулом к обновлению флота, а отечественное судостроение получило возможность диверсифицировать портфель заказов. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области контракты на новые траулеры и краболовы получили все крупные верфи: «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Выборгский судостроительный завод», «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь». Общая сумма подписанных к началу 2018 года контрактов приблизилась к отметке 130 млрд рублей только на ближайшие 6 лет. Масштабы инвестиций послужили импульсом к формированию территориального судостроительного кластера.
Так, объем новых заказов НП «Северо-западный рыбопромышленный консорциум» на «Выборгском судостроительном заводе» («ВСЗ») к середине 2017 года достиг 14 судов: 4 траулера-процессора серии КМТ01 (стоимостью около $65 млн каждый или 17 млрд рублей суммарно) и 10 краболовных судов (стоимостью около $40 млн каждый или порядка 26,4 млрд рублей суммарно). Также, в рамках серии КМТ02, головной траулер строится «ВСЗ» для мурманской компании «Норд Пилигрим», и еще три судна – для компаний, входящих в УК «ФОР».
5 декабря 2018 года на «ВСЗ» состоялась торжественная церемония спуска на воду головного траулера-процессора проекта KMT01 «Баренцево море» (зав.№ 935). Судно строится «под ключ» по заказу АО «Архангельский траловый флот». Впервые в истории современной России на отечественной верфи на воду спускается судно подобного типоразмера, обладающее передовым оборудованием и высочайшим уровнем автоматизации. Судно было заложено 31 мая 2017 года. Его создание ведется именно в рамках действия программы «инвестиционных квот», стимулирующих размещение заказов на современные высокотехнологичные рыбопромысловые суда на отечественных верфях.
Каждое судно серии KMT01 будет оснащено современным траловым комплексом последнего поколения и фабрикой по переработке рыбы, что дает судну возможность обработки до 160 тонн сырца в сутки. Ледовый класс Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4 предназначен для работы на Северном рыбохозяйственном бассейне. Установленная на борту автоматизированная фабрика и рыбомучная установка предназначена для выпуска филе, рыбьего жира, рыбной муки и консервов. Фабрика работает по принципу «нулевого сброса» — все сырье будет перерабатываться и утилизироваться без сброса отходов в океан.
Сегодня, при численности сотрудников «Выборгского судостроительного завода» около 2000 человек, до 1000 человек – это представители подрядчиков, которые работают здесь вахтовым методом. Эти компании в основном зарегистрированы также в Ленинградской области, в частности в Выборге. Завод реализует программу поддержки малых и средних предприятий, соблюдает установленные законодательством квоты по закупкам комплектующих у предприятий, представляющий малый и средний бизнес. Завод – один из важных налогоплательщиков региона, обеспечивает занятость жителей, социальную стабильность. Поэтому обеспечение крупными заказами на серии судов – стратегически важно для предприятия и всего региона. Однако сегодня, в связи обсуждением идеи возврата к аукционам при распределении квот на вылов, НП «СЗРК» вынужден был поставить на паузу проект по строительству 10 краболовных судов. И это только один из показательных примеров.
Эксперты конференции также высказали свое мнение по вопросу возможных изменений в принцип распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.
Андрей Пивинский, генеральный директор Центра развития промышленности Ленинградской области:
«Центр развития промышленности занимается поддержкой развития кластерных инициатив Ленинградской области, одна их них – создание в области кластера производителей судового оборудования. Промышленность сегодня развивается от рынка. И насколько понятен и стабилен рынок заказов в судостроении, таков и потенциал развития рынка для производителей судовых компонентов.
Формируя кооперационные карты, мы видим, что рынок поставщиков судовых компонентов – одна из болевых точек для всех судостроителей, так как большая часть компонентов по-прежнему поставляется из-за рубежа. При участии Агентства экономического развития Ленинградской области мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, которые могли бы локализовать в Ленинградской области производство судовых компонентов. Это и норвежские компании, и исландские компании. При этом компании из Исландии, в частности, создают оборудование для рыбопереработки, для малого флота.
Но и для предприятий, уже работающих в Ленинградской области, и для всех зарубежных производителей, важен объем рынка. Инвестиции, которые они могли бы направить в область, естественно, зависят от того, насколько стабильны заказы флота, заказы судов на верфях Ленинградской области.
И мы прекрасно видим, что неопределенность, которая возникает сейчас в судостроении вслед за рыбопромышленной отраслью, сильно влияет и на рынок в целом, и на решения по локализации новых производств Ленинградской области, и на модернизацию существующих. Важно наращивать объемы заказов, создавая привлекательную комфортную среду для участников отрасли и инвесторов, а не ставить под угрозу уже существующие договоренности».
Сергей Несветов, исполнительный директор НП “СЗРК”
«Все мы наблюдали последствия того периода, когда большая часть биоресурсов распределялась по аукционному принципу. Это финансовая кабала практически всех рыбопромышленных предприятий, полный разгул браконьерства, криминал – к концу 2003 года отрасль представляла из себя «черную дыру». На Госсовете 2004 года было принято решение закрепить квоты по историческому принципу на долгосрочной основе с правом пролонгации на определенный период. Что мы имеем сегодня по прошествии 15 лет? Отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей промышленности РФ, является одним из лучших работодателей, заботится о сохранении водных биоресурсов. В Северном бассейне большинство промыслов уже сертифицировано по Стандарту MSC – это экологическая сертификация, которая подтверждает, что промысел ведется в соответствии и не наносит ущерба ни ресурсу, ни уязвимым экосистемам, которые присутствуют в данном регионе. И, кроме того, рыбная отрасль развивает смежные отрасли промышленности. Инвестиционные квоты ( 20%) – это поддержка российского судостроения. Рыбаки поверили государству, компании уже начали реализовывать эти инвестпроекты. Наш Консорциум заложил четыре судна по этой программе на Выборгском судостроительном заводе, общая сумма инвестиций составляет 17 миллиардов рублей.
Сейчас появилась идея вернуть все обратно и квоты распределять на основании аукционов. При этом вероятнее всего, не будут учитываться следующие факторы: наличие квот, компетентный персонал, ни история промысла. Уже сейчас вся отрасль находится в состоянии растерянности. Это означает паузу по всем инвестпроектам, которые еще можно поставить на паузу. В частности, с Выборгским судостроительным заводом у нас достигнуты договоренности о строительстве десяти краболовов, на шесть из которых уже были подписаны контракты. Мы уже сейчас вынуждены остановить этот процесс.
Я не вижу ни одной причины, почему введение аукциона сегодня не приведет к тем последствиям, к которым оно привело в 2001-2003 годах. Их нет ни одной, все будет абсолютно также».
Василий Сидоровский, президент Торгово-промышленной палаты Архангельской области:
«Мы работаем в активном диалоге с Правительством Архангельской области и бизнесом рыбопромышленной и судостроительной отраслей. Мы единодушны: новые аукционы лишат рыбаков будущего. Для рыболовецких колхозов это фактически означает прекращение деятельности. При этом, именно на них «лежит» вся инфраструктура вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Наши рыбаки единодушны в том, что если Правительство объявило такую замечательную программу «квот под киль», то нужно и Правительству, и всем задействованным структурам работать так, чтобы каждое новое судно, сошедшее со стапелей российских верфей, было обеспечено загрузкой на весь период своей эксплуатации в море благодаря историческому распределению квот. При среднем сроке службы современного судна до 40-45 лет, как максимум, речь должна идти о моратории на внесение изменений в уже задекларированный несколько лет назад порядок распределения квот на соответствующий период для компаний, которые уже вошли в эту программу. Чтобы у них было будущее. Или, как минимум, действующая система должна быть сохранена до окончания времени действия программы «квот под киль».
Сергей Плисов, президент Торгово-промышленной палаты Мурманской области
«Для нашего региона рыбопромышленная отрасль – это один из столпов экономики. Наш регион имеет свои географические особенности, и для нас рыбопромышленная отрасль наравне с горнорудной – в приоритете. По мнению Ассоциации наших рыбопромышленников и отраслевых экспертов внедрение аукционной модели в качестве единственного способа определения права на добычу водных биологических ресурсов приведет к базовому пересмотру законодательства в области рыболовства, может подорвать развитие не только рыбной отрасли но и смежный отраслей, а также существенно уменьшить региональные налоговые поступления. Кроме того, отказ от «исторического принципа» ставит под угрозу осуществление инвестиционных программ по обновлению судов в том числе за счет инвестиционных квот. Это вызовет, и уже вызвало, социальную и бюджетную напряженность».
Как подчеркнула в своем письме к участникам конференции Заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Ольга Епифанова: «Сам факт проведения межрегиональной конференции, объединяющей Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Мурманскую области и другие субъекты СЗФО свидетельствует о тесных деловых связях между торгово-промышленными палатами, высоком уровне межотраслевой бизнес-кооперации. Я высоко оцениваю задачи конференции, поставленные перед участниками Ассоциацией Торгово-промышленных палат Северо-Запада, возглавляемой Юрием Михайловичем Васильевым, президентом Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты, – они имеют серьезную государственную важность. Уверена, в ходе работы в рамках Конференции будут тщательно изучены и всесторонне рассмотрены насущные проблемы представителей бизнеса рыбопромышленного комплекса и их партнеров, включая ожидаемое изменение механизма распределения квот – от «исторического» к аукционному. А выработанная и принятая коллективная резолюция, отражающая, прежде всего взгляд регионов и в особенности региональных ТПП на развитие рыбопромышленной сферы, будет поддержана на самом высоком уровне».
В резолюции, подготовленной по итогам конференции, отражены два главных вывода. Первый – о неоправданных рисках для отраслей и региональных экономик в результате внесения изменений в существующий исторический принцип распределения квот. Второй – об обязательном направлении в ТПП РФ и другие деловые и общественных объединения всех новых законопроектов и нормативных документов, касающихся рыбопромышленной и судостроительной отраслей, для проведения всесторонней оценки их регуляторного воздействия.
Организаторами конференции выступили: Ассоциация торгово-промышленных палат Северо-Запада, Ленинградская областная ТПП, Институт современного государственного развития, ТАСС.